Евангелие. Глава 31

Планы Иуды о предательстве; Последняя вечеря; хлеб и вино (Лк.22:1-20);
Иисус умыл ноги ученикам; Предсказание Иисуса о предательстве; Иуда вышел;
Новая заповедь: «да любите друг друга»; Предсказание об отречении Петра. (Ин.13:4-38).

Всё ближе славный праздник опресноков.
Как Пасха он знаком. 1
Священники, сидящие высоко,
Всё думали и чаяли о том,
как Иисуса тайно уничтожить:
подальше от народа заманить
и тайно безнаказно, погубить.
И общество при том не растревожить,
и впредь во славе жить.

Сам сатана помог им в деле этом.
Свой выход он нашёл:
в Иуду он по дьявольским заветам
легко и беспрепятственно вошёл. 2
Иуда прозван был Искариотом.
Двенадцатым апостолом он был.
Все дни с другими братьями делил.
Со всеми появлялся пред народом,
но серебро любил.

Вот к Каиафе во дворец Иуда
пришёл под вечер сам.
И рассказал им кто он и откуда,
потом промолвил: «Вам Его отдам»!
Первосвященник был весьма доволен.
Предателю он деньги обещал.
(Известно, что ему он их отдал).
Иуда же в своей преступной роли
лишь случая искал,

когда один, в отрыве от народа,
от города вдали
пребудет Иисус, и на свободе
тогда Его легко бы взять смогли.
И наступил день Пасхи – опресноков,
когда пасхальный агнец должен быть
принесен в жертву и благодарить
должны все Бога чисто и высоко,
и дружно есть и пить.

А Иисус Петра и Иоанна
шлёт в Иерусалим,
чтоб ужин подготовили. И Сам Он
апостолам сказал, что делать им:
«Когда войдёте в город, вам навстречу
мужчина с кувшином воды пойдёт.
За ним идите, вас он приведёт
в тот дом, где мы пасхальный встретим вечер.
Хозяин дома тот,

кто нам в гостеприимстве не откажет.
Ещё сочтёт за честь.
Скажите, что прошу Я, пусть укажет
ту комнату, где сможем мы поесть.
И человек тот с радостью вас примет,
и место наверху укажет вам,
а комнату он подготовит сам.
Пасхальный ужин силами своими
вы приготовьте там».

Пётр с Иоанном выполнили точно,
что Он им говорил.
И было, как сказал Он. Ближе к ночи
пасхальный ужин приготовлен был.
И час настал. Господь с учениками
устроились за праздничным столом.
С вином кувшины, пресный хлеб на нём,
козлёнок в острых травах запеченный.
Они в кругу своём.

Тайная вечеряТайная вечеря

Им Иисус сказал тогда печально:
«Я так желал, чтоб нас
сплотила встреча за столом пасхальным,
покуда не пришёл Мой смертный час.
Ведь никогда Мне больше не придётся
еды пасхальной на земле вкушать.
Лишь в Царстве Божьем встретимся опять,
когда к Отцу Посланник-Сын вернётся
под Божью благодать».

И полную вина Он принял чашу,
но пить вино не стал.
«Благодарю, Отец, за пищу нашу
и за вино, – Он в небо прошептал.
«Вы чашу эту славную примите.
Играет в ней вино земли родной,
и пейте, разделивши меж собой, –
сказал Он, – и друг друга возлюбите
любовью вы земной.

А Мне уже не пить от винограда
прекрасного плода,
покуда Царства Божия отрада
не расцветёт, не отойдёт беда.
И взял Он хлеб. И помолившись Богу,
Он хлеб тот преломил и всем роздал.
и так своим апостолам сказал:
«Сие Моё есть Тело, что не дрогнув,
за всех за вас отдал. 3

Вы ешьте хлеб и мирно вспоминайте
Меня и дни Мои». 4
Поздней взял чашу вновь, сказав им: «Знайте,
Завет здесь Новый, он в Моей Крови,
которая сполна за вас прольётся. 5
Что час Его пришёл, Он твёрдо знал.
И Он с любовью в сердце тихо встал,
большой кувшин с водою из колодца,
что в комнате стоял,

принёс и умывальницу наполнил.
Затем Свой плащ Он снял
и на хитон одним движеньем вольным
льняное полотенце повязал.
И стал ученикам любимым ноги
Он мыть и полотенцем отирать.
И вот к Петру подходит, чтоб начать.
Но Пётр Симон сказал Ему в тревоге:
«Не должен омывать

Ты ноги мне, о Господи, помилуй»!
«Не понимаешь ты, –
ответил Иисус, – но с новой силой
поймёшь потом, набравшись высоты.
«О, нет! Ты никогда их не омоешь! –
воскликнул Пётр. «Тогда, апостол Мой,
ты места рядом не займёшь со Мной, –
сказал Господь. «Навеки я с Тобою!
Всего меня омой! –

ответил Пётр: и голову и руки»! 6
А Иисус сказал:
«Омытому не быть со Мной в разлуке,
и весь ты чист, лишь ноги Я назвал.
И вы чисты, – сказал Он возлежащим, –
но знаю, что не все из вас чисты».
Он знал, кто средь пасхальной суеты
предаст Его. Предатель настоящий
дошёл уж до черты.

Умыв им ноги, Он оделся снова,
возлёг опять к столу.
И обратился с мудрым тихим словом
к ученикам, внимающим Ему:
«Вы говорите Мне «Господь», «Учитель».
Вы правы, ибо так оно и есть.
Но поняли ли вы, зачем вам честь
Я оказал тут, ноги вам омывши?
Должны вы впредь учесть,

что если Я – Господь омыл вам ноги,
тогда и вы должны
охотно мыть уставшие с дороги
друг другу ноги, дружбою сильны. 7
Я дал пример вам, чтобы вы такое,
как Я сегодня совершил для вас,
и для других свершали всякий раз.
Но истинно скажу вам и иное:
слуга смиренный наш –


он своего хозяина не выше!
Посланник никогда
Пославшего по делу не превысит.
Запомните вы это навсегда.
И всё, что Я сказал вам, сознавая,
начните это в жизни применять:
любить друг друга, ближних уважать,
и обретёте счастье исполняя
и Божью благодать.

Не обо всех вас говорю: Я знаю
всех тех, кого избрал.
Но буду жить, всемерно выполняя,
всё, что пророк в Писании сказал:
«Кто ел со Мною вместе хлеб насущный,
тот вскоре обратится на Меня» 8
Покуда не закрылась западня,
Я говорю: потом поймёте – Сущий,
живущий с вами – Я. 9

Кто посланного Мною принимает, –
вам говорю любя,
тот и Меня зовёт и понимает.
А кто душой приветствует Меня,
Пославшего Меня он тоже любит
и принимает зов Его святой
бессмертной, нестареющей душой.
Её в житейском море не погубит
он в суете мирской, –

сказал так Иисус, потом добавил:
«Настал урочный час –
изменник на века себя ославил.
Предатель здесь. Ведь он – один из вас».
Ученики встревожились безумно,
не ведая о ком Он говорил.
А Иоанн у Господа просил,
чтоб Он поведал правду словом верным,
её не утаил.

И он спросил, склонившись к Иисусу:
«Равви, скажи кто он»?
Господь сказал: «Кому сие по вкусу,
тот будет пред тобой изобличён».
И с этими словами хлеб насущный
Он в миску с мясом резко обмакнул
и тот кусок Иуде протянул.
Тот взял его, и дьявол вездесущий
тотчас в него нырнул.

А Иисус сказал: «Так сделай это,
что хочешь совершить».
Тех слов никто не понял, не отметил.
Подумали, что Он послал купить
для праздника еды, иль подаянье
раздать на праздник нищим и больным.
Ведь был Иуда казначеем им,
и мог быть послан в город с пожеланьем
Учителем Самим.

Иуда взял кусок и тут же вышел.
На землю пала ночь. 10
Притихли все. Задумались. Не слышат,
как стук шагов относит ветер прочь.
«Сын Человеческий прославлен ныне,
и Бог восславлен ныне будет в Нём, –
промолвил Иисус, – весенним днём
прославит Бог Его в Себе, и выше
сей славы не дано. 11

Недолго Мне, возлюбленные дети,
осталось с вами быть.
Вы будете искать Меня по свету,
но вслед за Мной не сможете ходить.
Как Я сказал однажды иудеям:
«Туда, где Я, вам не дано пройти».
И вам туда покуда нет пути.
И о разлуке скорой сожалея, 12
Я вас хочу просить:

друг друга возлюбите, словно братья,
как Я вас всех люблю.
Вам заповедь новейшую отдать Я
хочу сейчас у жизни на краю. 13
И все учеников Моих узнают
по их неугасающей любви
друг у другу, что кипит у них в крови,
по той любви, что жизнь определяет
апостолов Моих».

И Пётр Его спросил: «Скажи, Учитель,
куда Ты держишь путь»?
Ответил Иисус: «В Мою обитель
и ты пойдёшь потом, когда-нибудь,
но не сейчас». Пётр вопрошает снова:
«Но, Господи, желаю всей душой
Я следовать немедля за Тобой.
Ведь душу за Тебя отдать готов я.
Возьми меня с собой»!

Тогда Господь с улыбкою печальной
те повторил слова:
«Ты душу за Меня отдашь? Похвально!
Но, правда, к сожаленью такова:
не пропоёт ещё петух рассветный
во тьме непробудившегося дня,
как трижды отречешься от Меня,
и ждать начнёшь измученный и бледный,
за то себя кляня.
**************************************

Примечания:

1. Праздник опресноков, называемый Пасхою. Ев. Лука отожествляет оба названия, потому что, в самом деле, опресноки – пресный хлеб, полагалось вкушать уже в день Пасхи;
2. Трудно сказать, что здесь разумеет евангелист: действительное ли вхождение сатаны, или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом входить (εἰσέρχεσθαι) обозначается у Луки вхождение бесов в тела (8:30,32 и сл.; 11:26), а за второе — то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаною (ср. Ин 13:27);
3. т. е. которое отдается для того, чтобы могло совершиться ваше искупление. Так как Господь здесь употребляет причастие настоящего времени (διδόμενον — «предается» — правильнее: «предаваемое»), то из этого можно заключать, что Евхаристия, совершенная Христом, имела жертвенный характер, что уже тут, на вечери, совершалась великая и таинственная жертва предания Самого Себя Христом на смерть;
Евхаристия - (греч. благодарение) - таинство православной церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона
4. В этих словах находится указание на то, что Евхаристия в каждом отдельном случае ее совершения есть действительная жертва Христова, приносимая за всех людей;
5. Новый Завет, т. е. противоположный Ветхому, Моисееву, завет благодати и прощения, которые приобретены для людей через смерть Христа;
6. Петр понимает важность омовения, которое предлагает Христос, и, чтобы быть вполне уверенным в получении «места рядом со Христом», просит Христа омыть ему не только ноги, но и голову, как наиболее важную часть тела. Господь отвечает Петру, что тот не нуждается во всецелом очищении, подобно тому, как искупавшийся в реке человек не имеет нужды, выйдя на берег, обливать себя водою: ему нужно сполоснуть только ноги, к которым пристала грязь, пока человек дошел до того места, где положил свою одежду. В крещении покаяния и в постоянном обращении со Христом ученики Христа уже очистились, насколько это было возможно до ниспослания Духа Святого, но тем не менее «хождение» среди рода развращенного и грешного (Мф 17:17) не могло не оставить на ногах учеников некоторых грязных пятен, которые Господь и предлагает им смыть Его благодатью или любовью;
7. Это поведение, конечно, нужно понимать не в буквальном, а в символическом смысле. Господь здесь говорит не о том, что именно должны делать Его ученики, а о том, как они должны, с какими мыслями и чувствами совершать служение ближним. Нужно делать это не только в силу обязанности, но из любви, как сделал это Сам Христос;
8. т. е., притворяясь моим другом, хотел погубить меня. Пусть же апостолы знают, что предательство не застигло Христа неожиданно!;
9. Господь говорит о Себе, как о всеведущем Иегове;
10. Этими словами евангелист отмечает наступление той мрачной поры, о которой Господь говорил ученикам ранее;
11. Называя Себя здесь Сыном человеческим, Господь хочет дать понять Своим ученикам, что в страданиях Своих Он является представителем человечества перед Божественным Правосудием и что, следовательно, благодаря Его подвигу, прославляется и все человечество;
12. Иоанн Златоуст говорит, что Христос предупреждает их об этой разлуке с тою целью, чтобы эта разлука не поразила их своею неожиданностью и чтобы нечаянно наступившие бедствия не смутили их;
13. Как разлучавшийся с своими детьми отец, Христос преподает ученикам Свои последние наставления. Прежде всего, Он дает им главную заповедь, которую они обязаны соблюдать, — это заповедь о взаимной любви. При этом заповедь о любви Христос называет новою не потому, чтобы раньше Он не учил их любить друг друга, а потому, что говорит здесь, как Царь, основывающей Свое Царство. Его новое Царство основано и на новых началах — именно прежде всего на любви, которая отныне в Царстве Христовом становится основным законом жизни членов этого Царства;

Евангелие. Библия в стихах http://micheliov.com/evangelije.html  читать и слушать здесь