Искушение Иисуса; Проповедь в Галилее; отвергнут в Назарете; Исцеляет в Капернауме; Благовествует в Галилее. (Лук. Гл.4).

Святого Духа полон, им ведомый,
подался Иисус
в пустынный край глухой и незнакомый
и там познал Диавола искус.
Он сорок дней без пищи жил в пустыне.
К концу поста вконец оголодал.
И сатана тогда Ему сказал:
«Ты Божий Сын? Так повели, чтоб ныне
тот камень хлебом стал»!

Искушение Господа от диавола

Ему ответил Иисус достойно:
«написано навек,
что жить на свете честно и пристойно
не только хлебом должен человек,
но всяким вдохновенным Божьим словом».
И дьявол Иисуса пригласил
на гору. И с горы Ему явил
Все царства, все владения и снова
к искусу приступил:

«Всю власть Тебе над царствами земными
я передать готов.
Они мои, но сделаю Твоими.
Бери, владей, не тратя лишних слов!1
Тебе всего-то нужно поклониться
хозяину земных владений – мне»!
«Негоже поклоняться сатане! –
ответил Иисус,– должно вершиться,
что в давней старине

написано: «Лишь Богу поклоняйся,
лишь Господу служи,
другим богам и силам не давайся,
и правдою Господней дорожи»!
Тогда в столице, на вершину храма
Поставил Иисуса сатана.
И так сказал: «Поверю я сполна,
что Ты Господень Сын любимый самый,
когда Ты спрыгнешь на

булыжный двор с высокой этой башни
и будешь невредим.
Написано: «Хранить Тебя отважно
Он заповедал ангелам Своим.
И на руках снесут Тебя на землю,
чтоб камня не коснулся Ты ногой –
Господень Сын единый, дорогой»!
А Иисус ответил: «Не приемлю!
И есть ответ другой –

Ведь сказано: «Не искушай напрасно
Ты Бога твоего»!
И дьяволу предельно стало ясно,
что здесь он не добьётся ничего.
И перестал он искушать Мессию
и временно попытки прекратил,
до случая надежду затаил.
Он знал – настанут времена иные.
Дождаться их решил.

О пережитом всуе не жалея,
пустился Иисус
из диких мест в родную Галилею,
где воздух чист и сладостен на вкус,
где синевой Генисарет сияет,
где зелены холмы, цветут сады,
дарящие прекрасные плоды,
где свод небес лазурных отражает
величие воды.

Прошёл Он Вифсаиду, Капернаум,
оставив в душах след.
И перед Ним о Нём катилась слава.
И вот Он дома – здравствуй, Назарет.
И здесь, в знакомой с детства синагоге,
в субботний день, придя сюда опять,
Он встал для всех Писание читать,
душой и сердцем устремившись к Богу.
И Божья благодать:

Исайи книгу Иисусу дали
и Он её раскрыл
на месте, где пророк из древней дали
в своих писаньях людям говорил:
«Господень Дух на Мне, Я призван Богом,
чтоб нищим2 благовествовать в пути,
чтоб пленных на свободу отпустить,
чтоб утолить измученных тревогу,
слепых на свет вести,3

чтоб лето славы, милости Господней
народу возвестить».4
Он кончил, сел и в храме принародно
стал тихо Божью правду говорить:
«Вы слышали. Я говорю вам ныне:
пророчество исполнилось сполна,
и чистой веры новая волна
в сердца людей измученных прихлынет».
А в храме тишина.

Внимают люди проповеди света
Они поражены:
«Неужто мудрый проповедник этот –
простой столяр, Иосифовов сын»?
«Но вы, конечно, вспомните присловье, –
продолжил Иисус, – «Врач, исцели
Себя ты Сам. И чудо сотвори,
такое же, как ты творил с любовью
от родины вдали.

Иисус Христос в синагоге Назаретской

Как в Капернауме, слыхали, делал
недавним летним днём»!
И Он продолжил грустно им, но смело:
«Пророка нет в отечестве своём!
Ведь даже из Писаний нам известно,
что в давние пророков времена
в чужих они, бывало, племенах
вершили чудеса, служили честно
на совесть, не за страх.5

В Израиле три с половиной года
не родила земля.
От засухи царил ужасный голод.
В те дни там находился Илия.
И много вдов Израиля страдали,
но ни к одной не послан был пророк,
в Сидонскую Сарепту, видит Бог,
к языческой вдове его призвали
и там он ей помог.

Мы знаем: при пророке Елисее
Израиль пострадал.
Взяла проказа многих из евреев,
и как спастись тогда никто не знал.
А в это время Нееман – вельможа
сирийского царя был поражён.
В проказе к Елисею на поклон
приехал белый, с язвами на коже.
Просил пророка он

его избавить чудом от проказы,
сулил озолотить.
И Елисей, в прозренье Божьем, сразу
сказал ему, как нужно поступить.
И вот семь раз, омывшись в Иордане,
очистился сириец Нееман
от язв своих и от кровавых ран.
Но более в земле обетованной
пророком не был дан

ни одному из страждущих жестоко
к выздоровленью путь.
Не дал ему Господь рукой высокой
предавших Бога к жизни повернуть».
Но ропот тут пошёл по синагоге:
«Язычников Он ставит выше нас!
А древних притчей свет давно погас»!
И ярость нарастает и тревога.
Всех с мест сорвало враз.

И вытеснив Христа из синагоги,
из города Его
вели по горной западной дороге,
в сердцах желая только одного:
избавиться скорей от лжепророка,
который унижает свой народ.
К обрыву подошли они и вот
Лишь взглядом Он открыв Себе дорогу,
пошёл по ней вперёд,

спустился в Капернаум Галилейский
дорогою своей.
В субботы стал учить народ еврейский
и словом сильным покорял людей.
Был в синагоге человек несчастный.
Дух демона нечистого в нём был
и демон этот в ярости вопил:
«Ты, Иисус из Назарета! Ясно –
не пожалеешь сил,

чтоб нас тут погубить и уничтожить!
Тебя я смог узнать –
Святой Ты Божий, нам Ты не поможешь,
и наших дел не в силах Ты понять»!
На то Христос сказал ему спокойно:
«Молчи. Из человека выйди вон».
Нечистый дух тотчас, как страшный сон,
рванулся из прохлады в полдень знойный,
издав протяжный стон.

А человек тот, рухнув пред толпою.
остался невредим.
И в ужасе шептались меж собою:
«Над духами он властен. Сила с ним»!
И слух о Нём разнёсся по округе:
Тиверия, Хоразин, Назарет
И Капернаум и Генисарет 6–
повсюду говорят о Нём друг другу.
Важнее темы нет!

Вот Иисус, уйдя из синагоги,
вошёл в Симонов дом.
И всех застал Он в грусти и тревоге:
больна Симона тёща в доме том.
Она в горячке маялась смертельной.
И все просили женщине помочь.
Она горит, ей жить уже не в мочь.
Христос склонился над её постелью,
прогнал горячку прочь.

И женщина здоровой, невредимой
с постели поднялась.
Забыв о маяте невыносимой,
прислуживать им бодро принялась.
К заходу солнца люди потянулись
к Христу и привели своих больных.
И руки возложил Христос на них.
И от болезней многие очнулись,
а из нутра других

дрожа от страха, бесы выходили
ругаясь и крича:
«Ты – Божий Сын»! Но Он велел, чтоб скрыли
что Он – Христос. Ещё не пробил час.
А днём из дома Он ушёл в пустыню,
но люди там нашли Его опять,
пытались упросить и удержать,
чтоб Он остался, чтобы не покинул,
помог другими стать.

Но людям отвечал Христос: «Мне нужно
нести благую весть
о Царстве Божьем северным и южным –
всем городам, что в Иудее есть!
Для этого Я послан и исполню
священный долг пред Господом Моим»!
Народом уважаем и любим
Пошёл Христос, раздумий мудрых полный.
Отец Его был с Ним.

И проповедовал Он в синагогах
Израильских больших.7
Внимал Ему народ во имя Бога.
И много душ к Нему пришло из них.
****************************************

Примечания:

1 Вследствие грехопадения людей, мир действительно подчинился власти диавола в том, конечно, смысле, что диавол увлекает людей в свои сети и ведет их своими путями Но, конечно, сущая неправда, будто бы эта власть передана ему (конечно, Богом). Он если и владеет людьми, то только в силу своей хитрости, коварства: Единый же владыка всего — Бог ;
2 нищим— и в материальном, и в духовном отношении угнетенным;
3 Пленники и слепые – это термины, обозначающие духовное рабство и невежество людей, которых от этого освободит Мессия;
4 Очевидно, здесь содержится указание на так называемый юбилейный год, который, действительно, по обилию назначенных для него по закону льгот был лучшим годом, установленным Богом для народа еврейского. Конечно, под этим «летом» разумеется Мессианское время спасения для народа израильского и для всего человечества;
5 Сказавши, что непринятие пророков их согражданами — общеизвестный факт, Христос теперь, чтобы объяснить Свое, бросившееся в глаза Его согражданам, некоторое предпочтение чужого города — Капернаума, указывает на то, что и в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников;
6 Галилейские города на севере и западе озера;
7 По более удостоверенному чтению: Иудейских. Но при этом под «Иудеею» разумеется, конечно, не провинция Иудея, а иудейская страна вообще, включая и Галилею

Продолжение следует