К Иисусу приходит фарисей Никодим; «Должно вам родиться свыше»; «Бог так возлюбил мир»; Дальнейшее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе. (Ин. 3).

Уставший править праздник свой любимый,

спит Иерусалим.
И вот, в ночи, сомненьями гонимый,
начальник иудейский Никодим 1
в дом к Иисусу, как простой прохожий
зашёл тайком, чтоб кто не увидал,
и так той ночью он Ему сказал:
«Равви! Мы знаем – ты Учитель Божий!
Ты это доказал!

Ведь никому, таких чудес великих
без Бога не вершить.
Ты послан Богом в мир сей разноликий,
чтоб слову Бога наш народ учить»!
И Иисус ответил Никодиму.
(Хотя вопрос того не прозвучал,
что хочет Никодим, Он точно знал.
Он видел всех – и чуждых и любимых.
Он ясно понимал:

сей человек узнать желает страстно,
что можно о пути,
ведущем в Царство Божье. Это ясно.
Мечтает фарисей в него войти).
«Вот истина, которую услышать
желаешь ты: лишь тот, кто вновь рождён,
увидеть 2 Царство Божье посвящён.
Кто вновь родился, новым духом дышит
Им будет озарён».

«Как может человек родиться снова? –
дивится Никодим, –
В утробу матери, на всё готовый,
не возвратится снова ни один»!
Ответил Иисус: «Для жизни новой
есть человеку верные пути:
сперва водой крещение пройти.
Покаявшись в грехах сердечным словом,
прощение найти.

Очистившись от скверны прегрешений,
получит человек
Господень Дух Святой. Его веленьем
даруется Он праведным навек.
Ты хочешь знать, возможно ли родиться
вторично во плоти на Божий свет?
О, нет – нельзя. И смысла в этом нет!
От плоти плоть лишь может получиться!
Таков простой ответ.

Но, чтобы возродиться к жизни новой,
Господень Дух Святой
даётся человеку, как основа
души его, любви его земной.
И ты Моим словам не удивляйся,
что вновь на свет родиться должен ты.
Крестись и пусть сбываются мечты.
Не медли и к Святому приобщайся.
Господь грехи простит».

А Никодим молчал и удивлялся:
как старый человек
переродиться может, отказаться
от дел своих, содеянных за век?

И притчу рассказал ему Учитель:
«Вот ветер в небесах.
Куда угодно дует небожитель,
Откуда и куда – он знает сам.
Ты слышишь шум его, но ты не знаешь
куда летит, когда и где рождён.
В Господних небесах витает он.
И точно так же ты не понимаешь
Святого Духа тон.

Как действует сей Дух на человека».
Тут Никодим сказал:
«Но как возможно до скончанья века,
чтоб Дух Святой я понял и узнал»?
Ответил Иисус: «Не понимаешь?
Не знаешь ты, кому удел сей дан –
наставником служить израильтян!
Слова пророков ты не вспоминаешь,
а ведь не мал твой сан!

Мы с Иоанном лишь о том, что знаем,
правдиво говорим, 3
свидетельствуем вам и утверждаем
лишь то, что оба видели мы с ним.
Но вы не принимаете на веру
свидетельств и рассказов обо всём.
Не раз Я говорил вам о земном.
В ответ – неверье ваше полной мерой.
Так как же об ином,

как о небесном рассказать смогу Я,
когда доверья нет.
Ведь никогда, по небесам тоскуя,
никто не восходил в небесный свет.
Сын Человеческий явился ныне,
сошёл Он к людям со святых небес.
Ты, верно, помнишь, как змею на шест
однажды Моисей вознёс в пустыне?
Так в наши дни на крест

Сын Человеческий быть должен поднят,
чтоб люди всей земли,
кто верует в Него, кем был Он понят
жизнь вечную по вере обрели».
Всё потому, что Бог могучий, сущий
так возлюбил людской суетный мир
что Сына Своего на смертный пир
послал с небес рукой Своей могучей,
чтоб те, кто наг и сир

и те, чей дом – наполненная чаша,
и всякий человек,
кто верует в Него при жизни нашей,
с Ним обрели бессмертие навек.
Не для того послал Бог Сына к людям,
чтоб мир их покарать и осудить,
а для того, чтоб веру пробудить.
Через Него спасённым мир пребудет!
Кто с верой станет жить,

не будет осуждён, но кто не верит –
тот осуждён уже!
Кто свету Сына Божья не поверит,
тому брести в непроходимой тьме.
Они осуждены по той причине,
что не приняли воссиявший свет,
дела их злы, им в свете места нет,
в том свете, что пришёл в Господнем Сыне
как радостный рассвет.

Ведь всякому, кто делает плохое –
помеха Божий свет.
при ярком свете подлое и злое
ни скрыть, ни утаить, ни спрятать след.
Но, кто по правде Божьей поступает,
стремится к свету, чтоб видали все:
дела его светлы во всей красе.
Они добро и правду не скрывают
в туманной полосе.

По окончанью праздника евреев,
покинул Иисус
столицу и пошёл по Иудее,
крепя с учениками Свой союз.
Там Иоанн крестил народ в Еноне. 4
Там Иисус вблизи людей крестил, 5
о Царстве Божьем людям говорил,
и правде Божьей словом непреклонным
пришедших Он учил.

И в тех местах, однажды утром ранним,
у маленькой реки,
Крестителя – пророка Иоанна
пришли спросить его ученики:
«Поведай, равви, – так они сказали, –
Тот, что с тобой при Иордане был,
Тот, о Котором всем ты говорил,
Он крестит, и к Нему, мы все видали,
народ толпой валил».

А Иоанн ученикам ответил:
«Так небом решено.
И выполнять успешно, что наметил,
по воле Бога свыше нам дано.
Вы сами в том свидетелями были,
что, называясь именем своим,
я утверждал, что послан перед Ним.
Не я Христос. За мной грядёт Мессия
с учением своим.

И церковь 6 для Христа – Его невеста,
А я – друг жениха!
И вот мой друг – жених с невестой вместе.
Я слышу голос. Радость велика!
Ему расти, а мне же умаляться.
Так быть должно, и будет только так.
Ведь всё земное обратится в прах,
небесное же станет возвышаться:
тому пришла пора.

Тот, Кто сошёл с небес на землю к людям,
Тот выше всех земных.
Он знает всё, Он говорит и судит
о том, что видел в небесах родных.
Но люди тем свидетельствам не внемлют,
не понимают смысл глубинный их,
увязли в представлениях своих
и праведного слова не приемлют,
что Он принёс для них.

Кто Иисуса слово принимает,
тот сим запечатлел:
Бог истинен! И сердцем понимает,
что в Господе живой его удел.
Посланник Божий молвит Божье слово.
Ведь Божьим Духом Он,
в пути Его нелёгком и суровом,
по воле Бога щедро одарён.
Отец небесный крепко любит Сына.
Над всем Его Он властью одарил,
на труд земной Его благословил.
И вот Его явлению причина –
Он мир спасти решил.

Кто в Сына Божьего уверует душою,
того награда ждёт:
жизнь вечную в заслуженном покое
уверовавший чисто обретёт.
Неверующий в Сына не увидит
той вечной жизни, что сулит Господь.
Во прах уйдёт его земная плоть.
Неверующий сам себя обидит,
прости его Господь.
********************************

Примечания:

1. Это был один из начальников иудейских, т. е. член Синедриона. В Синедрион же фарисей мог попасть только в том случае, когда он принадлежал к числу раввинов или книжников. Как фарисей и притом раввин, Никодим не мог остаться равнодушным свидетелем того, что происходило на его глазах в Иерусалиме: он наблюдал за знамениями, какие совершал Христос, слушал Его проповедь и пришел со многими другими к убеждению, что Христос есть истинный посланник Божий;
2. Увидеть — значит: «войти, принять участие, воспользоваться благами нового Царства»;
3. Деятельность Иоанна и деятельность Христа — это две ступени единого откровения Божия. Оба они являются вполне достойными доверия свидетелями, потому что говорят о том, что видели (Иоанн, конечно, в состоянии пророческого вдохновения, а Христос в силу Своего непрерывного общения с Отцом );
4. Христос и Иоанн пребывали оба в то время в одной области, т. е. в Иудее. В точности нельзя указать местонахождение Енона. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада. В потоке этом было много воды, чтó и привлекло сюда Крестителя;
5. Между крещением Иоанна и крещением Христовым существовало довольно большое различие. Во-первых, Христос совершал крещение не Сам, а через учеников Своих, во-вторых, Его крещение было не только внешним знаком покаяния для крестившихся, а особым обрядом, через который люди вступали в число последователей Христа. Затем, Иоанн крестил, проповедуя о приближении Мессии, а Христос, проповедуя о Царстве Небесном, конечно, указывал на Самого Себя как на Основателя этого Царства и начал образовывать вокруг Себя многочисленное общество верующих. Этого Он не делал в бытность Свою в Иерусалиме;
6. Креститель приготовил людей к принятию Христа, Который теперь собирал вокруг Себя общину верующих или Церковь, ибо Церковь была невестою Этого Небесного Жениха;

Продолжение следует