Иисус и самаритянка у колодца; «Вода жизни»; «Бог есть дух»; «Поспели к жатве»; Самаритяне уверовали в Иисуса; Галилеяне приняли Его; Исцеление сына царедворца в Капернауме. (Ин.4).

http://micheliov.com/mp3/Evangelie/a-evangelie-09.... читать

А в эти дни дошло до фарисеев
известие о том,
что потрясли народы Иудеи
знамения, творимые Христом.
Сам Иисус, прекрасно понимая,
что час его страданий не пришёл,
из Иудеи в край родной ушёл,
с противниками в споры не вступая,
учеников увёл.

А путь Его на север, в Галилею
лежал через Сихарь.
Так город самарийский иудеи
и самарийцы называли встарь. 1
В той местности колодец был старинный.
Его ещё Иаков откопал.
Веками людям воду он давал –
в прохладных и таинственных глубинах
копить не уставал.

Полуденное солнце жгло нещадно.
Усталый Иисус
сел у колодца, и в тени приятной
простой воды себе представил вкус.
Самаритянка из Сихаря родом
пришла к колодцу, чтоб воды набрать.
Ведро в колодец стала опускать,
а Иисус, когда увидел воду,
пить захотел опять.

«Дай Мне попить, – Самаритянке этой
сказал Он в этот час.
Она, взглянув, помедлила с ответом,
потом сказала: «Вижу в первый раз,
чтоб с просьбою такою обратился
к Самаритянке гордый Иудей. 2
Ведь вдохновлённый верою своей,
со мной общаться он бы не решился.
Терпел бы он скорей».

Ответил Иисус: «Когда б ты знала,
что людям Бог даёт,
Кто просит у тебя такую малость,
Кто с просьбой пред тобою предстаёт,
то ты сама бы у Меня просила,
и Я бы дал тебе воды живой».
«О, господин! Так кто же Ты такой?
Неужто большей Ты владеешь силой,
чем предок дорогой –

отец Иаков, сей колодец давший
и пивший из него?
И как добудешь воду не черпавши:
в руках твоих не вижу ничего»?
«Ах, женщина, – кто из колодца воду
достанет, чтобы жажду утолить,
тот через час опять захочет пить.
Моя вода совсем другой природы:
с ней вечно будешь жить!

Вода Моя – источник животворный,
и кто её возьмёт,
узнает вкус её хрустальный, горний,
жизнь вечную испивши, обретёт. 3
«О, Господин мой, – женщина сказала, –
дай мне испить Твоей воды живой,
чтоб не ходить мне больше за водой,
чтоб лютой жажды больше я не знала
полуденной порой»!

«Ах, женщина, Я вижу, ты не можешь
понять слова Мои, –
ответил Иисус, – твой муж поможет.
Сходи домой и возвращайся с ним».
Она Ему печально отвечала:
«Но мужа у меня, давно уж нет».
А Иисус промолвил ей в ответ:
«Я знаю. Правду ты сейчас сказала.
Не муж тебе сосед.

Но с ним живёшь, как с мужем незаконно.
А пятерых мужей
пережила ты в жизни монотонной
и схоронила их в земле своей».
Услышав правду, женщина сказала:
«Я вижу, Господин, что Ты – пророк»!
Она смутилась, хоть Он был не строг,
и про другое говорить с Ним стала:
«Скажи, где лучше Бог

призывы наши слышит и моленья?
Ответь и я пойму,
где избранное место поклоненья,
угодное лишь Богу одному?
Здесь, на горе, Господне славя имя
ещё отцы народа моего
молили о прощении Его.
Но иудеи в Иерусалиме
храм новый для того,

чтоб Господу лишь в храме поклоняться
воссоздали сейчас. 4
Мне, господин, одной не разобраться
кто в этом прав и кто не прав из нас».
«Ты, женщина, поверь: приходит время –
и ни гора, ни Иерусалим
не станут вам оплотом встречи с Ним.
И станет поклоняться ваше племя
Отцу среди равнин

и на горах, и в городах обширных.
По всей земле большой.
Поклонятся Отцу в семье всемирной,
кто предан духу 5 сердцем и душой.
Ведь Бог есть дух и нужно поклоняться
и в духе и во истине Ему,
предать себя Ему лишь одному.
По Божиим заветам жить стараться,
всегда идти к Нему.

Самаритяне кланяются Богу,
не зная почему.
Мы – иудеи торную дорогу
в душе своей века ведём к Нему.
Спасение придёт от иудеев
через Мессию для людей земли.
Но раньше, как пророки нам рекли,
появится Спаситель у евреев
от варваров вдали».

А женщина в ответ тогда сказала:
«Придёт Мессия. Ждём.
Он возвестит всю правду от начала.
Ведь он Христос и Божья правда в Нём»!
«Я здесь, Который говорю с тобою, –
Так Иисус той женщине сказал
и улыбнувшись грустно, замолчал.
А в этот час из города с едою
сюда Господь послал

учеников Его, в жару уставших –
огнём пылал зенит.
Все очень удивились, увидавши,
что с женщиной Учитель говорит. 6
Но, не сказав Учителю ни слова,
уселись у колодца рядом с Ним,
для них теперь безмерно дорогим,
для дел Его земных на всё готовы
желанием своим.

Самаритянка тотчас удалилась,
сосуд оставив свой.
А дома к горожанам обратилась,
всё рассказав о встрече под горой.
«Пойдите, посмотрите Человека,
Который жизнь мою мне рассказал,
Который обо мне всю правду знал.
Не Он ли есть Христос, кого от века
народ наш ожидал»?

И повалил народ к Нему на встречу,
к колодцу под горой.
Садилось солнце, Приближался вечер.
Ученики прохладною порой
просили Иисуса: «Кушай, Равви,
Ты голоден, весь Божий день не ел».
Но Он ответил: «Я добыть сумел
другую пищу. Вы такой не знали.
Та пища – Мой удел»!

Ученики шептались меж собою.
Тревожил их вопрос:
«Учитель наш сыт пищею другою.
Кто вместо нас еду Ему принёс»?
А Он ответил им: «Моё питанье –
свершить дела Пославшего Меня
и тёмной ночью и средь бела дня
и волю исполнять Его – призванье
и пища для Меня.

Вы, засевая поле, говорите:
«Недолго жатвы ждать».
Но Я теперь скажу вам: посмотрите,
поля белы – настало время жать! 7
И тот, кто жнёт, уже имеет плату.
Не жди, не медли – бодро собирай
для вечной жизни славный урожай.
И сеятель, и жнец безмерно рады.
Надежды не теряй.

Пословица правдива: кто-то сеет,
другой, не сея, жнёт.
Я вас послал, чтоб сжали вы скорее
трудов не ваших 8 долгожданный плод».
И многие в те дни самаритяне
уверовали чисто во Христа.
Проникла в души веры красота.
Два дня Он был у них, затем прощанье
и – новые места.

А там и дорогая Галилея.
Ведь Сам Христос сказал:
«Не чтят пророка люди Иудеи»,
когда отчизну с грустью покидал. 9
Был принят в Галилее Он радушно.
Галилеяне ведали о том,
что в Пасху было сделано Христом,
и снова представлять Его не нужно
в краю родном.

И вот Он снова в Канне Галилейской.
И тут к Нему пришёл
один чиновник царский иудейский.
По слухам Иисуса он нашёл.
Из Капернаума дошёл до Канны,
чтоб толику надежды обрести
и сына заболевшего спасти.
Просил он Иисуса утром ранним
к нему домой пойти

и вымолить спасение для сына,
от смерти увести.
«Ты просишь, но тебе нужна причина,
чтоб истинную веру обрести, –
промолвил Иисус, – О, люди, люди!
Без всяческих знамений и чудес
для вас простая вера – тёмный лес.
И веры слову Божьему не будет,
как будто свет исчез»!

«О, Господи! Мой сын так мало пожил,
приди, спаси его! –
молил чиновник, – он три года прожил.
Дороже нет на свете никого»
«Иди домой! – Так Иисус ответил, –
Ребёнок твой здоров и будет жить.
Тебе о нём не следует тужить».
И человек поверил: есть на свете,
кому добро творить!

В пути домой он получил известье,
что сын здоров его.
Он счастлив был со всей семьёю вместе,
и он спросил про сына своего:
«Когда болезнь оставила ребёнка»?
«В час пополудни», – был простой ответ.
В тот час, когда был дан ему совет
скорей идти домой с надеждой звонкой,
как чистый Божий свет!

И в Иисуса всей своей душою
поверил человек.
И всех своих повёл он за собою,
Остался верным Господу навек!

************************************

Примечания:

1. Христу при Его путешествии в Галилею нужно было пройти Самарию;
2. Самарянка, вероятно, узнала в Христе иудея и по чертам лица, и по одежде, и, наконец, по произношению;
3. Христос, очевидно, говорит, здесь о благодати Духа Святого, которая будет подаваться верующим во Христа, благодаря Его спасительным заслугам. Эта благодать не останется в сердце верующего мертвым капиталом, а станет увеличиваться все более и более и, наконец, потечет, как обильная водою река в широкое море, в вечную жизнь. Здесь, на земле, этому потоку благодати приходится течь недолго — он сам стремится на более обширные пространства Небесного Царства;
4. Отцы самарян, т. е., так думает самарянка — патриархи: Ной, ковчег которого остановился, по верованиям самарян, на горе Гаризине, Авраам, Исаак и Иаков, которые также на этой горе приносили жертвы, — все кланялись именно на этой горе. Между тем, иудеи утверждали, что поклонение Богу возможно только в Иерусалиме;
5. Выражение «дух» обозначает здесь противоположность плоти и всему, что имеет плотской, ограничивающий свободу духа, характер. У иудеев и у самарян было представление, что успешность молитвы зависит от внешних условий, главным же образом, от места, где совершается богослужение;
6. Разговаривать мужчине, и особенно раввину, с женщиною на дороге считалось у иудеев делом не совсем уместным;
7. «Есть другая жатва, для нас более важная — это обращение душ, и вот эта жатва здесь, в Самарии, должна начаться сейчас, потому что нивы уже побелели — хлеб духовный уже поспел, – в виде притчи говорит Христос. От видимого Христос обращает взоры учеников Своих к невидимому. Впрочем, можно предполагать, что уже тогда из города стали направляться к колодцу, руководимые самарянкою, ее сограждане, и на них-то Христос мог показывать ученикам Своим, говоря: «посмотрите…»;
8. Здесь Христос мог иметь в виду иудейских священников, учивших самарян закону Моисееву (4 Цар 17:28 и сл.), а также и Иоанна Крестителя, деятельность которого едва ли могла пройти бесследно для самарян;
9. «Не чтят пророка в своём отечестве». Под отечеством Христа евангелист разумел действительное отечество Христа, как потомка Давидова по плоти, т. е. город Иудина колена Вифлеем и вообще Иудею, в противоположность Самарии и Галилее. Этому не противоречит и то, что, по синоптикам, Его отечеством является Назарет (Лк 4:23) и вообще Галилея (Мф 26:69). Синоптики говорят только о народном представлении, какое сложилось о происхождении Христа, Иоанн же — о действительном;

Продолжение следует