Двенадцать посланы проповедовать и исцелять (Лк. 9, ст.1-6); Иоанн Креститель обезглавлен Иродом; Насыщение 5000; Хождение по воде; Исцеление многих (Мк. 6, ст.14-56).

http://micheliov.com/mp3/Evangelie/b-evangelie-12.... слушать

А Иисус по городам, селеньям
с двенадцатью ходил.
В беседах, укрощая все сомненья,
о Царстве Божьем правду доводил.
С ним женщины: Мария Магдалина
(семь бесов из неё Христос изгнал)
и Иоанна – Он её спасал,
когда была мертва наполовину,
а Он о том узнал.

Двенадцати апостолам дал силу
и над бесами власть.
Лечить людей, спасать их от могилы
апостолам своим внушил Он страсть.
И по двое послал их в мир широкий, 1
чтоб Царство Божие провозглашать, 2
чтоб страждущих и хворых исцелять.
И повелел им ничего в дорогу
из нужного не брать:

ни денег, ни сумы, ни корки хлеба.
Чтоб в чём стоят, пошли
без посохов, что под горячим небом
дают опору от людей вдали.
«Когда войдёте в дом, там оставайтесь, –
учил их Иисус, – придёт пора
продолжить путь – идите со двора,
с хозяевами милыми прощайтесь.
Но вас не раз, не два

не станут слушать и откажут в крове
в каком-то городке.
Тогда уйдите, не промолвив слова,
И выйдя за ворота налегке,
прах отряхните с ног своих усталых.
И станет этот знак для них, как тень,
проклятием в грядущий судный день.
Вам городов пройти ещё не мало
и правды Божьей сень

всегда над вами – для души отрада».
Пути зовут опять.
И учат покаянию, и рады
лечить людей и бесов изгонять.
Апостолы народу Божье слово
о Царствии Господнем понесли
и много сделать славного смогли,
и многих, к покаянию готовых,
к крещенью привели.

А Ироду всё чаще доносили,
что чудеса творит
один пророк необычайной силы,
и весь о нём Израиль говорит.
Одни твердили: «Иоанн Креститель
из мёртвых дивной силою воскрес
и сотворяет тысячи чудес».
Другие утверждали: «Он не житель.
Он навсегда исчез.

То Илия»! А третьи говорили,
что он святой пророк,
подобный тем, что в древнем мире жили,
в целенье и знаменьях знает толк.
Услышав это, Ирод испугался:
«То Иоанн казнённый. Он воскрес.
Он после смерти вовсе не исчез»!
(Казнённого невинно, он боялся).
Коварный, словно бес,

царь Ирод 3 сам велел упечь в темницу
пророка лишь за то,
что Иоанн, презрев и сан, и личность,
всегда ему указывал на то,
что царь, женившись на Иродиаде,
нарушил и обычай и закон
и опорочил честь свою и трон
женитьбой на жене родного брата,
что был им сокрушён.

Однако, зная праведность пророка,
его не убивал
Царь Ирод. Он душевные тревоги
от мыслей Иоанновых знавал.
Но злобна, как змея Иродиада.
Когда б могла, убила бы его,
чтоб в царстве не осталось никого,
кто упрекал бы Ирода за брата
и за жену его.

И день настал, когда Иродиада
решилась отомстить
и лучшую, желанную награду
из рук невинной дочки получить –
из рук прекрасной, юной Саломеи.
Никто так не танцует, как она.
Сиянием весны озарена,
танцует Саломея, словно реет
на облаке одна.

На дне рожденья Ирода Антипы
те, кто в палаты вхож:
пять-шесть военачальников великих
и общество влиятельных вельмож.
В разгаре пира Ирод предлагает
гостям сирийский танец показать.
И Саломея радостно плясать
от сердца перед ними начинает.
Какой порыв и стать!

Сияют махеронские 4 чертоги,
наполнен светом зал.
Сердца полнятся страстью и восторгом,
желаний повышается накал.
Глаза горят безмерным восхищеньем.
И с музыкой сливаясь: то кружа,
то замирая, словно ворожа,
она затмила свет в одно мгновенье,
прекрасное верша.

Сияют камни и звенят браслеты
и танца вьётся нить.
Воскликнул Ирод: «Я за пляску эту
весь мир готов к ногам её сложить!
Пусть знают все, что всякое желанье,
принцессы Саломеи в этот раз,
клянусь я Богом, выполню тотчас.
Полцарства, поощренья, наказанья:
укажет – мой приказ»!

И мать свою спросила Саломея:
«Чего б нам пожелать»?
В ответ она, от ужаса немея,
услышала, что ей сказала мать
и повторила Ироду при людях:
«Я голову Крестителя прошу,
но вида крови я не выношу.
Пусть лучше принесут её на блюде».
«Я матери служу, –

подумала она, сказавши это.
И пала тишина
на пышный зал, старейшин разодетых,
как будто мор, нашествие, война
обрушились внезапно, беспощадно
на Галилею, царство и дворец!
Антипа мрачен: «Я ей не отец,
но клятве буду верен безоглядно.
Крестителю конец»!

Приказ. И вот идёт телохранитель
в темницу и назад.
И смотрит с блюда Иоанн Креститель.
И все от головы отводят взгляд.
Дочь матери снесла подарок страшный.
Его ученики пришли за ним,
за праведным учителем своим.
И упокоен был пророк отважный.
Он умер, как и жил –

свидетель правды Божией на свете,
не знающей преград.
Едва он пережил тридцатилетье
и вот погиб, лишь верою богат.
А Ирод прожил словно бы во мраке:
он верил, что Креститель воскрешён –
как праведник, восстал из гроба он.
И жизнь царя прошла в смертельном страхе,
и трона был лишён. 5

Саломее подносят голову св. Иоанна Крестителя

В то время в Капернаум воротились

Двенадцать. Их успех,
с которым исцеляли и учили,
их окрылил и вдохновил их всех.
Однако после казни Иоанна
здесь каждого опасность стерегла.
Настигнуть, как коварная стрела
и нанести губительную рану
месть Ирода могла.

Тогда сказал заботливый Учитель:
«Пойдите вы туда,
где Ирод, этот изверг и губитель,
не сможет вас обидеть никогда.
И в лодках переправились к востоку
к другим, не столь опасным берегам.
Тетрархом был Филипп в те годы там.
Им отдохнуть пришла пора немного
от бед людских и драм.

Но люди их отплытие видали
и за Генисарет,
в обход, на встречу с ними побежали,
мечтая получить от них ответ
на все свои сомненья и печали.
Там Иисуса встретила толпа,
к причалу подоспевшая, едва
свою Он лодку к берегу причалил.
Их привела молва

о всемогущем праведном пророке,
Который исцелял,
Который утолял людей тревоги,
Который всё о Царстве Божьем знал.
А Иисус глядел на них, жалея:
«Они, как овцы. Нужен им пастух,
который их, как добрый, мудрый друг,
направит, защитит и обогреет,
поднимет слабый дух».

И Он учил людей, как жить и верить,
надеяться и ждать,
как Господа любить, не лицемерить,
как правду от неправды отличать.
Кончался день. Ученики сказали:
«Учитель, отпустить людей пора –
они не ели с самого утра.
Давно проголодались и устали.
Отправь их по дворам.

В селениях они еду достанут».
Но Он ответил им:
«О, нет! Людей накормите вы сами
и хлебом и усердием своим».
«Так что же, нам пойти купить всем хлеба?
За месяц нужных денег не собрать»!
А Он сказал: «По разному считать
возможно здесь, под этим синим небом.
но Я хотел бы знать

у нас в запасе, сколько хлеба ныне»?
Они Ему в ответ:
«Пять хлебов и две рыбы. Как в пустыне –
другой еды у нас в помине нет».
Он повелел: « Пусть общество рассадят
рядами на траве по пятьдесят
и по сто человек в единый ряд».
И сели на траву. Всех не охватит
орлиный зоркий взгляд.

А Иисус взял пять хлебов, две рыбы,
взор к небу обратил.
Молился ли? Благодарил ли? Либо
Он Господа о помощи просил?
И хлебы разломил своей рукою,
и рыб на всех с успехом разделил,
раздать всё людям тихо предложил.
И все поели, насладясь покоем,
набрались новых сил.

Чудесное насыщение 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами

И много хлеба после них осталось:
до дюжины корзин.
А тех, кто пообедал, насчиталось
пять тысяч ровно бывших тут мужчин.
И после в лодке Иисус отправил
апостолов – своих учеников
в Вифсаиду. Был с ними не готов
отправиться, дела Свои оставив
у этих берегов.

Затем пошёл на гору помолиться.
На землю вечер пал.
Он вспоминал людей пришедших лица,
покоя им и радости желал.

А вечером над озером обширным
взошли громады туч.
И ветер зашумел над краем мирным.
Напор его был злобен и могуч.
И видит Иисус с горы высокой:
ученикам не справиться одним
со встречным ветром, и пошёл Он к ним
по водам, как по пустоши широкой,
Отцом Его храним.

А тьма ночная всё страшней и гуще.
Он лодку миновал.
И видят по воде Его идущим.
И лютый страх апостолов сковал.
Они решили, будто призрак это.
Луна взглянула с неба в этот миг
и к ней вознёсся их ужасный крик.
Но в лодку Иисус вошёл с приветом,
и ветер враз утих.

Господь идёт по водам

Ученики безмерно изумлялись
деяниям Его.
С пятью хлебами чуду удивлялись,
не понимая ровно ничего.
Теперь же Он остановил и ветер!
И вера, что сияла в их сердцах,
застыла, не раскрывшись до конца.
От страха все равны на белом свете.
Нет в страхе мудреца! 6

Земля Генисаретская и берег
и страхи позади.
И множество народа стало верить,
что есть для них спасенье впереди.
Едва из лодки вышли – их узнали,
и понеслась по всем селеньям весть,
что снова здесь пророк чудесный есть,
и люди понесли свои печали –
их горестей не счесть.

И где бы Иисус не появлялся,
куда бы не пришёл,
народ к нему немедленно стекался –
больных своих к Нему и нёс, и вёл.
Просили разрешенья прикоснуться
к краям Его одежды и стопам
и исцелялись. Врачевал Он там
несчастных, кто не мог и повернуться.
Лечил Он многих Сам.

***********************************

Примечания:

1. Апостолы, следовательно, должны были идти в шести различных направлениях. Путешествие апостолов по двое было полезно в том отношении, что они являлись в каждом месте вполне достоверными свидетелями с точки зрения иудейского закона (Втор 19:15);
2. По Лк. гл. 9 «Он послал их в мир, чтобы они провозглашали Царство Божие…»; По Мк. гл. 6 апостолы должны были проповедовать пока только покаяние, как условие для вступления в Царство Божие, не возвещая о Царстве Божием;
3. Ев. Марк называет Ирода «царем» согласно народному словоупотреблению. Ирод же был только тетрарх;
4. Согласно Иосифу Флавию, Ирод Антипа казнил Иоанна Крестителя в Махероне, крепости на Моавитском нагорье к востоку от Мертвого моря;
5. Неимоверно жестокая и порочная Иродиада закончила свою жизнь в бедности и безызвестности, находясь в ссылке с Иродом Антипой. Да и царь-убийца Ирод, чье имя стало нарицательным, умирал жутко. Гангрена гениталий с отпадением мошонки, "разложение половых органов до появления червей". Он впал в безысходное состояние, пытался совершить самоубийство, но охрана ему не позволила."И он (Ирод), быв изъеден червями, умер" (Деян.12,23);
6. Апостолы, под влиянием страха, забыли о всех прежних проявлениях спасающей силы Христовой и, как обыкновенные люди, не могли побороть в себе удивления пред новым чудом Христа, одно появление Которого в их лодке заставило утихнуть ветер.