Пётр исповедует Иисуса Христом; Предсказание Иисуса о Своей смерти; Как можно потерять и сберечь жизнь; Преображение Иисуса; Исцеление бесноватого сына; «Сын Человеческий будет предан»; Кто больше; Поучения Христа. *(Лк. гл. 9, ст. 18-62).

http://micheliov.com/mp3/Evangelie/b-evangelie-13.... слушать

Однажды Иисус молился тихо.
Ученики Его
при Нём. Он задал им вопрос великий
и молча ждал ответа на него.
А был вопрос таков: «Кто верно знает,
что обо Мне в народе говорят,
каков на суть Мою народный взгляд
и за кого Меня он почитает,
каким принять бы рад»?

Ученики в ответ Ему сказали:
«Учитель, для одних
Ты Иоанн Креститель – мы узнали,
но Илия пророк Ты для других.
А третьи говорят: Ты из пророков,
что свято жили в древние века,
воскресший ныне. Господа рука
творит Своё, людских не зная сроков –
тверда и высока»!

Он вновь спросил: «Теперь вы Мне скажите
при ясном свете дня,
как на духу, всю правду говорите –
кем сами почитаете Меня»?
«Мессия Ты и Сын Живого Бога! –
за всех Ему ответил Пётр-Симон.
Но всем велел молчать об этом Он:
«Земная не закончена дорога,
Мой путь не завершён, –

промолвил Иисус, – отвержен будет
Сын Человеческий.
Старейшины и книжники осудят.
И будет Он замучен и убит.
На третий день воскреснет после смерти».
И всем, кто слышал, Иисус сказал:
«Хочу, чтоб каждый это твёрдо знал:
вы свой порыв заранее проверьте,
кто правый путь избрал.

И если кто за Мной идти возьмётся,
пусть от своих забот
и от себя навеки отречётся,
пускай свой крест день изо дня несёт.
Кто хочет жизнь сберечь – тот потеряет.
Кто за Меня отдаст – тот сбережёт.
Тому ли прок, кто мир приобретёт,
а сам погибнув, жизни не узнает,
но смерть свою найдёт?

А кто Меня и слов Моих стыдится
и не приемлет их,
того Я постыжусь, когда явиться
наступит время и настанет миг,
когда Сын Человеческий во славе
Своей, Отца и ангелов святых
сойдёт с небесных далей голубых
и постыдится жалкому бесправью
гонителей Своих.

И говорю вам истинно: Я вижу
среди стоящих тут,
людей, к которым Царство Божье ближе:
его увидят раньше, чем умрут».
Дней через восемь, узкою тропою
поднялся в гору Иисус Христос.
Отцу молитву Он в душе вознёс.
Троих учеников Он взял с собою
к вершине, на откос.

Пётр, Иоанн, Иаков – эти трое.
Закончился подъём.
Лишь начал Иисус молиться стоя,
апостолы заснули странным сном.
Когда молился Он, преобразилось
лицо Его, одежда, внешний вид:
в сиянии небесном говорит
Христос с двумя, которые явились
ободрить, вдохновить

Того, Кто должен в Иерусалиме
смерть крестную принять.
Об этих днях и говорил Он с ними.
То были Моисей и Илия.
Они пришли во всей небесной славе.
Одежды их белы, как горный снег. 1
Беседы их неторопливый бег
о смерти приближающейся лаве
уснувших поднял всех.

Когда от Иисуса отходили
мужи к крутой скале,
вдруг Пётр Ему сказал: «Равви, мы в силе
для Вас шатры поставить на земле!
Один Тебе, другой для Моисея
и третий для пророка Илии.
Мы быстро бы поставить их могли, –
так говорил он, глаз поднять не смея, –
А Вы бы прилегли

для отдыха, усталые с дороги».
Пётр сам не понимал,
что говорит. Он был в большой тревоге,
когда святых проснувшись, увидал.

Преображение Господне

Тут облако вершину осенило
и тихий ужас трёх мужей сковал.
И голос над горою зазвучал,
подобный грому небывалой силы,
и голос тот сказал:

«Возлюбленный Мой Сын стоит пред вами.
Вы слушайте Его»!
И облако ушло. Меж гор, как в раме,
апостолы увидели Его.
Был Иисус один. Стоял над кручей.
Задумчиво глядел куда-то в даль.
И видно было – лютая печаль
гнетёт Его, святое сердце мучит,
туманит глаз хрусталь.

Когда с горы сошли они к народу,
народ Его узнал.
О встрече на горе под небосводом,
никто из них ни слова не сказал.
Вдруг, некто из толпы вскричал: «Учитель!
Приди, я умоляю. Здесь мой сын.
Нечистым духом мальчик одержим.
Его пытает яростный мучитель
и тешится над ним.

То судорогой тело сына скрутит,
то извергает крик,
то пену изведёт и не отпустит,
покуда не прикусит он язык.
Недавно я просил спасти ребёнка
учеников – апостолов Твоих.
Но исцелить не смог никто из них
Хоть изгоняли духа словом громким,
нечистый не утих.

Ответил Иисус: «О, род неверный!
О, развращённый род!
Как долго быть Мне с вами в вашей скверне,
как долго Мне ходить у этих вод»?
«А ты веди ко Мне скорее сына, –
сказал Христос. Отец его привёл.
Но на пути, пока к Нему он шёл,
поверг ребёнка бес, свернул пружиной
и судорогой свел.

Но беса Иисус изгнал достойно,
ребёнка исцелил.
Вернул дитя отцу его спокойно,
нечистого в пустыню удалив.
И Божьему величию дивился
собравшийся в предгории народ.
Сиял над миром синий небосвод.
А Иисус на время отдалился
туда, где скальный свод

с учениками и у скал сказал им:
«Послушайте Меня.
Внимайте в этот час Моим словам сим,
запоминайте их, в душе храня:
Сын Человеческий не долго с вами
в скитаниях земных пребудет тут.
Его мученьям люди предадут.
И руки человеческие сами
во гроб Его сведут».

Исцеление Господом бесноватого отрока

Ученики тех слов не понимали,
гадая о своём.
Закрыт им смысл. Боялись и не знали,
как расспросить учителя о нём.
А спор у них серьёзный получился:
кто лучше и значительней из них
и кто главней, кто большего достиг,
кто в проповедях больше отличился.
И мысли те постиг

Учитель Иисус. Он взял ребёнка,
поставил пред Собой
и так сказал им, улыбнувшись тонко:
«Великим самым может стать любой!
Кто этого ребёнка принимает
во имя вам известное – Моё –
Меня приемлет в сердце он своё.
А кто меня, принявши, почитает
в ночи и светлым днём,

Приемлет и Того, Кем был Я послан.
И вот – кто меньше всех,
как мальчик сей, что вскоре станет взрослым –
Великим самым станет изо всех»! 2
Тут Иоанн сказал Ему: «Учитель,
мы человека видели на днях.
Тебя призвав, он бесов изгонял,
но нами остановлен был гонитель –
ведь к нам он не пристал».

А Иисус сказал ему сурово,
услышав, сей рассказ:
«Несправедливым было ваше слово.
И, кто не против вас, стоит за вас»! 3
Шло время. Приближались дни лихие,
когда с креста последний бросив взгляд,
от мира Он на небо будет взят.
И близятся минуты роковые,
и нет пути назад.

На Иерусалим взяв направленье,
Он выслал пред Собой
людей в самаритянские селенья,
чтоб приготовить кров над головой. 4
Но Иисус в местах тех не был принят.
паломника имел Он скромный вид.
Самаритян еврейский вид гневит.
Идущих в Иерусалим отринет
и каждый оскорбит.

Узнав об этом, Иаков с Иоанном
хотели отомстить
полуязычникам – самаритянам –
селенье их в пожаре погубить.
Но Иисус не повелел их трогать
и выбрал для прохода путь иной.
И вот они нестройною гурьбой
идут в столицу по другой дороге –
окольной и глухой.

В дороге человек сказал Мессии:
«Пойду я за Тобой.
Куда бы Ты ни шёл, дела большие
вершишь, Равви, и я навеки Твой!
Ответил Иисус: «У лис есть норы,
у птиц небесных гнёзда есть всегда.
А с Сыном Человеческим – беда:
ведь у него ни в радости, ни в горе
нет крова никогда».

Другому Он сказал: «Иди за Мною».
Тот грустно помолчал,
потом промолвил: «Господи, не скрою,
Отца на днях я в жизни потерял.
Позволь отца похоронить достойно.
Потом к Тебе, и Ты мой путь направь»!
Христос ответил: «Мёртвым предоставь
во прахе погребать своих покойных,
а ты иди и славь

и благовествуй людям Царство Божье»! 5
Ещё один сказал,
что быть он хочет с Иисусом тоже,
чтоб Иисус его с собою взял.
«Но прежде, Господи, позволь проститься
с домашними и домом дорогим».
И тотчас Иисус расстался с ним:
«Нельзя, – сказал, – обратно обратится,
когда плугом своим

начнёшь с утра распахивать ты поле.
Надёжности в том нет,
кто к Царству Божию себя неволит,
не погасив земных желаний свет».
*******************************

Примечания:

1. Божественная природа Господа Иисуса Христа стала видима для апостолов. При этом они увидели, что весь Закон и Пророки – вся религиозная традиция Ветхого завета – соединяются пред Христом в лице Моисея и Илии, говорящих со Христом о Его Страстях.
Цель Преображения, насколько мы можем судить по рассказам евангелистов о нем, в первую очередь – утвердить ближайших учеников в вере и исповедании, которое перед этим приносит Петр, т.е. утвердить их в том, что Иисус из Назарета в самом деле есть ожидаемый с Моисеевых времен Мессия-Христос. Кроме того, и, быть может, это еще важнее, Господь дает ученикам увидеть Свою славу как Бога для того, чтобы, когда они увидят Его распинаемым, они уразумели, что Он страдает добровольно, и проповедали миру, что Он – воистину сияние Отца. Таким образом, «целью» Преображения была подготовка учеников к постижению тайны Крестной Жертвы;
2. А Божья любовь простирается на больших и малых, на праведных и неправедных, ее нельзя заработать ни хорошим поведением, ни правильной верой. Перед ней нелепо любоваться собственным величием (которое весьма сомнительно по сравнению с ней), ее нельзя положить в карман и объявить своей собственностью. Единственный способ получить ее — принять Бога, принять Христа, принять любое малое или большое дитя (а все мы дети), сотворенное по образу Божьему и любимое Иисусом;
3. Обычно,это высказывание воспроизводят, как «Кто не с нами, тот против нас». Тем самым абсолютное большинство людей записываются в число наших врагов. Здесь путаются два разных изречения Христа — то, что мы только что прочитали, и «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30). Там, где Иисус говорит о Себе, — просто констатация того факта, что по отношению ко Христу нельзя быть нейтральным, непринятие Его неизбежно оборачивается враждой. Иисус дальше поясняет: «Кто не собирает со Мною, тот расточает». В христианской жизни не бывает остановок: камень, переставший лететь вверх, уже падает. Но в отношениях между людьми Иисус предлагает совершенно другую логику. Мы призваны находить возможность дружбы, мира, любви со всеми людьми, не испытывающими однозначной вражды к нам. Впрочем, врагов мы призваны любить тоже!;
4. Таким образом ев. Лука начинает здесь историю путешествия Христа из Галилеи в Иерусалим на Пасху страданий. Путешествие это, по изображению ев. Луки, было не прямым — для прямого путешествия потребовалось бы только три дня пути, — а медленным обхождением тех городов и селений Галилеи и Переи, какие Господь хотел просветить светом Евангелия. При этом указывается намерение Христа пройти Самариею и непринятие Его самарянами, вслед затем — снова обхождение Галилеи и потом уже опять появление Христа на границах Самарии (17:11).
5. В отдельную группу изречений Иисуса Христа евангелист выносит Его реплики, обращенные к различным людям и призванные в корне изменить их представления о жизни. И вот два замечательных примера: слова о том, что «человеку негде приклонить голову», и о «мертвых, хоронящих своих мертвецов». В первом случае, новый ученик, горящий пламенным желанием пойти за Учителем в огонь и в воду, вдруг узнает, что на этом пути ему придется позавидовать «лисицам и птицам небесным», что судьба Учителя и учеников совсем не будет соответствовать его представлениям о жизни прославленного и мудрого человека. Во втором случае, ученик узнает, что различие мертвых и живых отступает на второй план по сравнению тем преображением, которое ожидает учеников Иисуса, так что на их фоне все остальные оказываются «мертвецами». Но удивительнее всего то, что эти два изречения следуют в Евангелии одно за другим, выявляя контрасты Небесного Царства: презренный и униженный Учитель оказывается на деле средоточием жизни.