Сокровенное будет открыто; кого бояться?; Малые птицы не забыты; Исповедание и отвержение Иисуса; Против любостяжания; Притча о безумии богатого; «Не заботьтесь»; «Посмотрите на лилии»; «Ищите Царствия Божия»; Бодрствуйте; Верный домоправитель; Разделение в доме и грядущий суд. (Лк.12).

http://micheliov.com/mp3/Evangelie/b-evangelie-16.... слушать

Меж тем, народу собралось немало
на проповедь к Нему.
Но Иисус стал говорить сначала
ученикам и больше никому:
«Закваски берегитесь фарисейской. 1
На ней ведь лицемерия печать!
Нет ничего, что можно укрывать
во тьме навечно от молвы житейской,
на свет не выпускать.

Всё сказанное тайно, явным станет.
Что сказано во тьме,
при ясном свете слышимым предстанет.
Что тайно прозвучало в тишине,
то с кровель возгласят неотвратимо.
Какой бы лицемер не принял вид:
одно в душе – другое говорит.
В конце концов, притворство станет зримым –
Господь разоблачит.

И вам скажу, друзья Мои, не бойтесь,
не опасайтесь тех,
кто убивает тело. Сделать больше
они не могут, хоть бы изо всех
старались сил своих, ярясь напрасно.
Вы бойтесь только Бога одного.
Своею властью, что в руке Его
не только тело – душу в ад ужасный
отправить для Него

возможно, если кто того заслужит.
Не пять ли малых птиц
за пару грошей продают – не тужат?
Но ни одну из крохотных синиц
Бог без внимания не оставляет.
И взор Его охватывает нас.
И каждый волосок сочтён у вас,
и вы Ему дороже целой стаи
небесных птиц сейчас.

И говорю вам: всякий, кто признает
перед людьми Меня,
пусть в этой жизни непреложно знает:
что душу эту верную храня,
Сын Человеческий его признает
пред Ангелами Божьими всегда.
Но, кто Меня отвергнет – никогда
он Моего признанья не узнает –
отныне навсегда.

И если кто неверие покажет,
тот может быть прощён.
Но если против Духа слово скажет –
во веки он не будет пощажён.
Когда же приведут вас в синагоги
к начальникам духовным и властям,
не беспокойтесь, что сказать им там.
Вас Дух Святой избавит от тревоги:
слова подскажет вам».

Тут кто-то из толпы позвал: «Учитель,
нас с братом рассуди:
вели, чтоб этот права нарушитель
со мной отца наследство разделил».
На это Иисус ему ответил:
«Послушай, человек, никто судить
Меня не ставил. И добро делить
меж вами не велел на этом свете.
Должны по правде жить».

И к людям обратился: «Берегитесь
вы жадности своей.
Во всех своих делах вы не стремитесь
урвать кусок побольше, пожирней.
Ведь ваша жизнь земная не зависит
от вашего богатства, от сумы.
Должны вы твёрдо помнить: «смертны мы,
богатство не замедлит, не приблизит
приход смертельной тьмы».

И притчу рассказал об этом тоже:
«Однажды жил богач.
И снял он с поля урожай хороший,
но некуда девать его, хоть плачь!
Богач решил: «Разрушу я амбары
и большие построю вместо них,
и всё своё добро в амбарах сих
надолго сохраню. Не то, что в старых»!
Доволен он и лих.

И мыслит: «У меня добра на годы!
Ешь, пей и веселись,
забудь про неудачи и невзгоды.
Теперь наступит радостная жизнь»!
Но Бог ему сказал: «Глупец великий!
Едва настанет ночь,
душа твоя ликующая, тихо
унесена из тела будет прочь.
Кому твои достанутся запасы»?
Так с тем бывает, кто лишь для себя
богатства ищет, Бога не любя.
Он всё теряет вместе с жизнью разом,
лишь о земном скорбя».

И вновь воззвал к апостолам Учитель:
«Я должен вам сказать:
живите без забот и не ищите,
что есть и пить, чем тело прикрывать.
Не больше ли душа питья и пищи?
И не важней ли тело, чем хитон?
Для птиц небесных писан ли закон?
Они не жнут, не сеют, только свищут,
но их питает Он!

Отец Небесный ваш тех птиц питает.
Не лучше ли вы их?
Заботами никто не продлевает
земную жизнь на самый краткий миг.
И малого не можете вы сделать,
то, что уж говорить об остальном?
Заботиться не следует о том,
чего заботой не достичь несмелой,
и не добыть трудом.

На лилии взгляните полевые:
они ведь не прядут,
не трудятся. Одежды дорогие
им дал Господь – в такой красе живут,
какой царь Соломон в своём величье
не знал. Но лилии трава. Она
живёт сегодня, завтра сожжена.
И если для простой травы обличья
в мир Господом дана

столь пышная, нарядная одежда,
то маловерных вас
не лучше ли Господь оденет прежде?
И не заботьтесь ни о чём сейчас:
о том, что пить, что есть, во что одеться?
Язычники мечтают лишь о сём.
Отец Небесный знает обо всём:
от нужд людских вам никуда не деться
на поприще земном.

А потому, лишь к одному стремитесь,
мечтайте об одном:
о Царстве Божием, к нему тянитесь
а всё для жизни будет вам дано. 2
Не бойся же, паства Моя! Вы знайте,
что ваш Отец вам хочет Царство дать!
Спешите вы имущество продать
и деньги бедным людям раздавайте.
Себе ж приобретать

небесное сокровище дерзайте –
в Господне Царство вход.
Оно не оскудеет – твёрдо знайте.
Ни тлен его, ни время не возьмёт.
И где сокровище пребудет ваше,
пребудут ваши верные сердца
под оком у Небесного Отца –
нет места ни надёжнее, ни краше
и Царству нет конца!

И будьте вы всегда подобны людям,
что господина ждут,
чтоб отворить, как только он прибудет
и быть на месте – только позовут.
Блаженны те рабы, кого застанет
готовыми к услугам господин.
Тогда он сам послужит им один,
за верность их хвалить не перестанет,
питать их до седин.

Ждать господина может быть придётся
все ночи напролёт.
Но тот блажен, кто ждёт, и кто дождётся,
кого не спящим господин найдёт.
Ведь, если бы хозяин дома ведал,
в какое время в дом проникнет вор,
то вовремя усилил бы дозор,
поймал бы вора, наказанью предал,
усилил бы запор.

Готовьтесь. Неожиданно настанет
тот долгожданный час,
когда Сын Человеческий предстанет
во славе пред людьми, в последний раз. 3
А Пётр спросил: «О, Господи, скажи мне,
Ты притчу эту рассказал для нас»?
или для всех назначен Твой рассказ»?
Ответил Иисус: «Внимайте с ними
ещё одна для вас:

Скажите, кто слуга благоразумный
и верный, и кому
поручит господин его разумно
командовать над слугами в дому?
Блажен слуга, которого застанет
за добрым делом господин его,
и выберет его лишь одного,
чтоб управлять, когда нужда заставит,
имением его.

Слуга же нерадивый и неверный,
который мыслит так:
«Нескоро будет господин, наверно»,
и в ход пускает плётку и кулак.
Других он истязает, пьёт, гуляет,
себя он ставит в доме выше всех
и делает, что хочет без помех.
И господина он не ожидает.
Но вот конец утех –

внезапно господин его вернулся,
когда никто не ждал.
Разгул ужасной смертью обернулся:
за всё слугу хозяин наказал.
Слуге, который волю господина
услышал, понял, но не стал спешить
порученное дело совершить
без оправданья, видимой причины,
придётся пережить

жестокое по силе наказанье.
Наказан меньше тот,
кто сделал упущенье по незнанью.
Хоть и его за то расплата ждёт.
И если многое дано кому-то,
то многое и спросится с него.
Чем с прочих больше взыщется с того,
кому вся жизнь доверена – как будто
весь груз на одного.

Вот Я пришёл возжечь огонь священный.
О, как бы Я желал,
о чём прошу в молитвах сокровенных,
чтоб сей огонь скорее запылал!
Но лишь тогда огонь Мой разгорится,
когда Своё служенье совершу,
закончу дело, коему служу:
крещеньем страшным должен Я креститься
Томлюсь Я и грущу

покуда совершится то крещенье.
Уже не долго ждать.
И скоро, очень скоро, без сомненья,
настанет время людям всё отдать.
Вы думаете, Я пришёл к вам с миром?
О нет! Я вам принёс не мир, но меч. 4
Родные семьи сможет он рассечь
при свете дня, в ночи, в разгаре пира,
лишь только вспыхнет речь

о проповеди крестной и спасенье,
что пламенем своим
очистит мир от затхлости и тленья
духовной силой, именем Моим.
Отец и сын разделятся и встанут
друг перед другом в ревности своей.
И дочери пойдут на матерей.
И матери тогда гнушаться станут
упорных дочерей».

И вновь Христос к народу обратился:
«Над морем облака
вам говорят, что в море дождь пролился,
а южный ветер – что недалека
пора жары и нивы перегретой.
О, лицемеры! Вы лицо земли
и небосклона распознать смогли.
Так почему же времени приметы
от разума вдали

вы держите, призывы не храните
ученья Моего,
своим умом понять вы не хотите
знамений ясных времени сего?
Когда идёшь на суд с заимодавцем 5
старайся миром спор уладить с ним –
решительным противником своим,
не то судом сполна тебе воздастся:
законом долг храним.

И будешь содержаться ты в темнице,
покуда не вернёшь
долги свои. Неволя будет длиться,
пока не возвратишь последний грош.
*****************************************

Примечания:

1. Христос предупреждает учеников беречься закваски фарисейской и саддукейской. Но даже ближайшим ученикам трудно понять Его. Им трудно понять не только Его притчи, но и простое уподобление постороннего воздействия закваске.
Однако две крайности не исчезли, но продолжают существовать и искушать людей. Ведь закваска фарисейская пытается свести веру к формальной религиозности и показному благочестию, а саддукейская норовит свести веру к набору рациональных представлений и чисто земному политиканству. Фарисейская закваска искажает вертикальное измерение христианства, а саддукейская — горизонтальное;
2. Не заботиться вовсе не значит не трудиться. Речь здесь идёт о той подавляющей человека заботе, которая перестаёт быть разумной, превращая жизнь человека в сплошное беспокойство, мешающее воспринимать многочисленные дары Небесного Отца. Понятно наше стремление свести к минимуму неожиданные неприятности, но пытаясь продумать все предстоящие варианты мы рискуем превратиться в Умную Эльзу, лишившую себя настоящего из страха перед одним из вариантов будущего.
Но если мы надеемся на Бога больше, чем на собственные ограниченные усилия, то мы спокойно можем приступить к повседневным трудам, веря, что они не станут бессмысленной тратой сил. Сам Господь будет рядом с Нами в беде и в радости.
И не случайно этот отрывок завершается призывом искать Царства Божия и правды Его. Ведь это и есть то главное, к чему приложится и всё остальное.(Мф 6:24-34);
3. Размышляющие о временах Второго Пришествия и Страшного Суда почему-то больше внимания обращают на сопутствующие кризисным временам катаклизмы, нежели на совершенно чёткие слова Иисуса о том, что в тот ожидаемый момент будет продолжаться нормальная повседневная жизнь, не прервутся ни привычные труды, ни свадьбы, ни тем более приём пищи. Главные потрясения произойдут не в земной коре или в атмосфере, но в жизни людей, их душах. Выбор, который Господь предлагает нам сделать, совершается уже теперь, и совершается он тихо и незаметно для большинства окружающих. Делают выбор совершенно похожие люди, но делают по-разному. До поры до времени они рядом, но настанет час расставания, когда каждый пойдёт туда, куда выбрал. .(Мф 24:32-51);
4. Не мир, но меч приносит Христос в человеческую среду. Веками многие пытались обосновать этими словами собственную воинственность. Правда, при этом такие горе-воители не хотели замечать, что слово меч здесь не является синонимом слова война. (Ведь Христос не сказал: «не мир Я принёс, но войну»). Не забудем, что меч (в славянском переводе нож) не только орудие убийства, но ещё и режущий инструмент. Этим мечом разрезаются связи между близкими людьми, если в важнейших духовных вопросах они не смогут ни найти согласия, ни достичь веротерпимости. Но выбор, перерезающий прежние связи, часто бывает неизбежен, если старые связи тянут не просто к старым знакомствам и родственным отношениям, но к былым грехам.
Из этого не следует, что христианам надлежит начинать вражду. Нет, мы призваны нести любовь в окружающий нас мир. Но такова реальность, что окружающим не всегда легко бывает понять тех, кому вера открыла другую жизнь. Поэтому разрыв нередко происходит и не по инициативе христиан. .(Мф 10:34-11:1);
5. Мысль о необходимости воспользоваться совершающимися ныне знамениями времени Господь подкрепляет здесь притчею, содержание которой взято из обыденной жизни. Хорошо поступает тот, кто, не доводя дело до судебного разбирательства, спешит помириться с противником своим или заимодавцем, потому что суд не помилует неплатящего . Так и слушателям Своим Господь советует этою притчею сделать поскорее то, что требуется от них настоящим положением вещей, т. е. принести поскорее покаяние в своем упорстве, с каким они доселе не хотели признать во Христе Богопосланного Мессию и этим избавиться от угрожающего им суда Божия.

Продолжение следует