Иисус как рядовой богомолец появляется в Иерусалиме на празднике кущей; Иисус учит явно в храме на празднике; Неудачная попытка схватить Иисуса; Призыв пить «воду живую»; «Никогда человек не говорил так» (Ин.7:10-53).

http://micheliov.com/mp3/Evangelie/b-evangelie-17....  слушать

Шёл славный праздник иудейский – Кущи.
И братья Иисусу говорят:
«Ты в Иерусалим иди. Там лучше,
чем здесь, в глуши, дела Твои узрят.
Пред миром иудейским там предстанешь,
как Мессия, как Царь для всех людей.
И чудесами, мудростью Своей
в Свой стан Ты очень многих перетянешь
за семь весёлых дней. 1

Но братья в Иерусалим ушли без Брата.
А пару дней спустя,
Он тайно был в том городе богатом,
о недалёком будущем грустя.
Его везде, укрытого толпою,
начальники пытались опознать,
чтоб тихо, незаметно повязать.
О нём шептались люди меж собою:
«Хотелось бы понять,

кто этот Человек на самом деле»?
Одни твердили: «Вот,
различными приёмами владея,
обманывает Он простой народ»!
Другие говорили: «Он хороший.
Он очень добрый, честный Человек.
Такой пришёл один за целый век!
Он сотворить большое чудо может,
простить Он может грех»!

Прошло три дня, а на четвёртый утром
Христос вошёл во храм.
И со Своею проповедью мудрой
Он обратился к людям бывшим там.
И фарисеи, слушая, дивились:
«Откуда Человек сей может знать
Писаний древних суть и благодать,
нигде святому делу не учившись,
как может их понять»?

Христос учит в храме

Ответил Иисус: «Моё ученье
исходит от Того,
Кем послан Я и по чьему веленью
несу я груз служенья Моего.
И если кто захочет Божью волю
исполнить, как Писание велит,
пусть всё, что заповедано вершит,
тогда узнает: не Своё глаголю,
а Бог то говорит.

Кто говорит своё, тот озабочен
лишь славою своей.
Но кто Пославшего прославить хочет,
тот правду доведёт сердцам людей.
Не Моисей ли вам давал законы?
Но вы не соблюдаете закон,
а разве не для вас написан он?
Зачем вы создаёте Мне препоны?
Я вами осуждён

на смерть. Ведь вы убить Меня хотите
за то, что исцелял.
И никогда того Мне не простите,
что, бесов Я в субботу изгонял».
«Ты бесом одержим»! – толпа вскричала, –
Никто Тебя не хочет убивать»!
«Я должен вам об истинном сказать, –
продолжил Иисус, – и для начала
давайте вспоминать:

дал Моисей однажды обрезанье
(хоть от отцов оно),
Но и в субботу, если срок настанет,
оно бывает вами свершено,
чтобы закон старинный Моисея
нарушен не был. Но ваш гнев силён,
когда в субботу Мною исцелён
несчастный человек. Его жалея,
нарушил ли закон? 2

По внешней стороне вы не судите
Пусть правым будет суд.
Судом предвзятым Бога не гневите:
во имя Божье свят субботний труд»!
Тут люди Иерусалима стали
друг другу по секрету говорить:
«Не Тот ли Он, Кого хотят убить
начальники. Они Его искали,
чтоб тайно погубить.

Но вот Он в храме явными словами
с народом говорит.
Его речам они внимают сами.
Никто Ему учить не запретит.
Быть может предводителям известно,
что это тот, Которого все ждут,
Что Он – Христос и появился тут,
и наделён Он силою чудесной
и вскоре Страшный Суд?

Но мы-то знаем – Он из Назарета.
Ведь там Он был рождён?
И Человек, знакомый многим Этот –
возможно ли, чтоб был Мессией Он?
Когда Христос придёт к нам настоящий,
не будем знать, откуда Он пришёл». 3
И свой ответ Христос тогда привёл.
И поразил им, как Давид из пращи,
сомнения отмёл:

«Вы знаете Меня, откуда родом,
где юность я провёл.
Но Я не от Себя пришёл к народу –
Отец Небесный к вам Меня привёл.
Меня Пославший истинен всемерно.
Однако вы не знаете Его,
но знаю Я, и прибыл от Него.
Ему служу Я искренне и верно,
превыше Он всего»!

Тогда зашевелились саддукеи:
схватить Его хотят.
Но страха перед Ним не одолели –
не выдержал никто Мессии взгляд.
Никто из них к Нему не прикоснулся,
ведь не пришёл ещё тот страшный час,
когда Христос взойдёт на крест за нас.
И каждый к Иисусу повернулся
и думали в тот раз:

«Когда придёт Христос, знамений больших
не явит Он для нас,
чем Человек сей. Истинно, похоже,
что сам Христос во храм вошёл сейчас»!
И многие уверовали в храме
в Спасителя и миссию Его. 4
Узнали фарисеи про Него
и стражников призвав, желали сами
лишь только одного –

схватить, связать и поместить в темницу.
А Иисус сказал:
«Совсем не долго будет время длиться,
когда Я с вами. Час Мой не настал.
Но скоро, очень скоро вы дождётесь:
Я возвращусь к Пославшему Меня.
И в сердце память обо Мне храня,
Вы будете искать, но не найдёте
места, где буду Я».

Заволновались в храме фарисеи,
и стали обсуждать:
«Куда за Ним пойти мы не посмеем?
В каких краях не сможем отыскать?
В Эллинское рассеянье, быть может,
учить эллинов хочет Он пойти? 5
Уж там Его нам точно не найти.
Пускай идёт отсюда, если сможет
от нас живым уйти».

И вот настал день праздника великий –
Последний Кущей день.
Осанны Богу радостные клики
летели ввысь под храмовую сень.
Толпа текла к источнику святому,
и богомольцы прямо перед ним
Исайе пели о спасенье гимн.
Никто в тот день не оставался дома.
Сей праздник был любим. 6

А Иисус стоял на галерее
средь радостных людей.
Господень голос над толпою реял:
«Кто хочет пить – иди ко Мне и пей!
Кто верует в Меня, – Христос продолжил, –
как сказано в Писанье, у того
из сердца потекут воды живой
ручьи и реки»! 7 И над храмом Божьим
вознёсся глас Его.

И вот в толпе слышны слова такие:
«Он истинный Пророк»!
Другие говорили: «Он Мессия»!
А третьи заявляли: «Видит Бог,
Мессия не придёт из Галилеи.
Писание ведь ясно говорит,
что будет предком у Христа Давид.
Христос из Вифлиема иудеям
в свой час себя явит».

Великий спор произошёл в народе:
не поняли, кто Он.
Чтоб задержать Христа, лишить свободы,
служителей послал Синедрион.
Но те ни с чем к начальству возвратились.
«Вы почему Его не привели?
Неужто овладеть Им не могли? –
священники их гневно вопросили.
«О, нет! Его нашли

у храма мы, где Он слова такие
собранью говорил,
которые мы слышали впервые.
Словами теми нас Он поразил.
Ведь так не говорил ещё доселе
никто из нам известных, никогда».
Вскричали фарисеи: «Вот беда!
Неужто вы настолько не созрели?
Упорные всегда,

речами незаконными прельстились?
Вы видели, чтоб мы
к речам Его с доверьем обратились?
Народ невежда – весь в объятьях тьмы,
в законе ничего не понимает!
Будь проклят он, блуждающий во тьме.
Одни лишь развлеченья на уме –
речам безумца этого внимая,
понять он не сумел,

где ложь, где правда в самозванца речи».
Сказал тут Никодим,
(Он был в Синедреоне в этот вечер,
а ночью приходил к Христу один):
«Но судит ли закон наш человека,
не выслушав его и не узнав
что сделал он, и всё не разобрав.
Ведь только так решалось тут от века –
кто прав, а кто не прав».

Ему первосвященники сказали:
«А ты откуда сам?
Ответь Синедриону, чтоб мы знали:
ты не из Галилеи прибыл к нам?
Так изучай Писание усердно,
и ты узнаешь – ни один пророк
из Галилеи в мир войти не смог.
Тогда не станешь мыслить милосердно,
избавясь от тревог».
*******************************************

Примечания:

1. Братья, на самом деле, не могли признать в Нем Того, Кем Он объявлял Себя, и последовать за Ним, как сделали это 12 апостолов. Они видели знамения, какие совершал Христос, но все-таки не пришли к такой вере в Него, какую Он хотел бы от них видеть. Но с другой стороны, они не прервали общения с своим названным братом; они дорожат Его честью и хотят, чтобы мир поскорее признал Его в Его достоинстве: тогда и они пойдут за Ним;
2. сами они нарушают субботу постоянно — именно когда в субботний день им приходится обрезывать младенца, которого по закону следовало обрезать непременно на 8-й день по рождении (Лев 12:3; ср. Быт 17:12);
3. «Если предположить, — думали иерусалимляне, — что начальники также уверовали в Мессианское достоинство Христа, то этому мешает то обстоятельство, что все знают о происхождении Христа, между тем как Мессия, по иудейскому воззрению, должен был явиться внезапно и из неведомой страны». Действительно, раввины учили, что Мессия, после рождения Своего в Вифлееме, будет унесен духами и ветрами и когда вернется во второй раз, то никто не будет знать, откуда Он пришел;
4. В противоположность иерусалимлянам, многие из толпы богомольцев, пришедших издалека, уверовали во Христа как в Мессию;
5. Рассеяние Эллинское — это рассеянные в разных областях Греции евреи. «Там, — думает народ, — в синагогах еврейских Христос мог выступить в качестве странствующего проповедника, а потом перейти и к проповеданию Своего учения среди настоящих греков». Так впоследствии поступали апостолы (Деян 11:19 и сл.; 13:14 и сл.);
6. Седьмой день был заключительным днем праздника, днем особого праздничного оживления. Поэтому-то и Господь в этот день не ожидал, как делали другие учителя, чтобы народ сам собрался вокруг Него, в то время как Он бы сидел (проповедники у евреев обыкновенно учили сидя ср. Мф 23:2), а, напротив, Сам звал к Себе народ, стоя в галерее храма. Сквозь шум толпы, которая двигалась от алтаря к источнику Силоамскому, по двору храма разносится его призыв: «кто жаждет, иди ко Мне, и пей». Находившиеся на дворе храма богомольцы, певшие гимн пророку Исаии: «почерпайте с радостью воду из источников спасения» (Ис 12:3), должны были понять, что Христос призывает к Себе, как к тому «источнику спасения», о котором предсказывает пророк;
7. Это обетование касается не удовлетворения собственных потребностей того, кто с верою приходит ко Христу, а тех результатов, каких достигнет уверовавший во Христа человек по отношению к окружающей его среде. И образ здесь — другой, чем в предыдущем обетовании. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с реками и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой.
Однако, замечает евангелист, в то время Дух Святой ещё не был дарован людям, ибо Иисус Христос ещё не был вознесен к славе Своей;