Иисус прощает взятую в прелюбодеянии; «Я свет миру»; Отец и Сын; «Что Я слышал от Отца, то и говорю»; «Истина сделает вас свободными»; Семя Авраамово; «Кто от Бога, тот слушает слова Божии»; Обвинение иудеев; «Бес в Тебе»; Ответ Иисуса; «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.гл.8).

Слушать аудио: http://micheliov.com/mp3/Evangelie/b-evangelie-18....

Усталый Иисус потом поднялся
на гору Елеон. 1
А утром снова в храме оказался.
И шёл к Нему народ со всех сторон.
Тут книжники пришли и фарисеи
и женщину с собою привели.
Она дрожала, взглядом от земли
не отрывалась, в ужасе немея,
вся в прахе и пыли.

«Вот женщина, – сказали фарисеи, –
она уличена
в неверности супругу-иудею.
Прелюбодейка подлая она.
Написано в законе Моисея,
как следует с такими поступать –
безжалостно камнями побивать,
о жизни их ничтожной не жалея.
Что можешь Ты сказать»?

Они, Его спросив, переглянулись:
«Что станет отвечать»?
Удачно это дело подвернулось,
чтобы Его прилюдно испытать,
и обратить ответ Его правдивый
против Него, публично осрамить,
чтоб Он не смел здесь больше говорить
и к покаянью прекратил призывы,
и перестал учить.

А Иисус, склонившись над землёю,
совсем в Себя ушёл.
Как будто и не видел пред Собою
народ и тех других, кто в храм вошёл.
Он пальцем на земле чертил узоры,
но те Его пытали много раз:
«Ответь, что нужно сделать с ней сейчас»?
И голоса людей далёким морем
гудели в этот час.

Христос поднялся, глянул и ответил:
«Пускай же тот из вас,
кто вовсе без греха прожил на свете,
возьмёт тяжёлый камень и сейчас
недрогнувшей рукою первым бросит».
И вновь, к земле склонившись, стал писать.
А фарисеи стали исчезать:
один, другой – как ветром их уносит.
Подняв глаза опять,

увидел Иисус: одни остались:
Он, перед Ним она.
Все остальные спешно разбежались,
осталась только грешная жена.
А Иисус спросил её: «Скажи Мне,
где остальные, кто недавно был?
Тебя никто из них не осудил»?
«Никто о, Господи! Ты их Своими
словами укротил»!

«Ну что ж, и Я тебя не осуждаю.
Иди и не греши, –
сказал Христос. Не судит Он – спасает
всем милосердием Своей души». 2

Иисус Христос и помилованная грешница

Позднее Он беседовал с народом.
И говорил: « Я в мире этом свет.
За Мной идущим, тьмы и мрака нет,
но свет живой, как солнце небосвода,
им до скончанья лет». 3

На это фарисеи возразили:
«Ты говоришь так Сам.
но двое этих слов не подтвердили,
чтоб истиной они предстали нам».
«О, Я и Сам Себе свидетель правый, –
ответил Иисус, – ведь знаю Я
откуда прибыл и куда Моя
ведёт дорога. И дано Мне право
открыто, не таясь

учить людей, вести их словом к свету.
Но не дано вам знать,
и никогда не получить ответа:
откуда Я пришёл, куда опять
уйду, когда Моё настанет время.
Вы судите по плоти обо всём,
погрязли в книжном знании своём. 4
Но если Я суда приемлю бремя,
то знаю обо всём.

И суд мой истинен. В своих сужденьях
Я вечно не один
Отец, Меня пославший, без сомненья
всегда со Мной, и судим вместе с Ним.
Но, если двое, сказано в законе,
свидетельствуют вместе об одном,
то истина в свидетельстве таком
бесспорна – не сгорит и не утонет –
прочна, как Отчий дом». 5

«Но где же Твой Отец? – Ему сказали.
И отвечал Христос:
«Узнав Меня, вы и Отца бы знали,
но Нас с Отцом узнать вам не пришлось».
Так говорил Он в храмовом подворье,
но не был ими схвачен в этот раз.
И Он сказал: «Я покидаю вас
и будете искать Меня вы вскоре,
но даже смертный час

вы встретите, в грехи свои погрязнув.
А Я иду туда,
куда никто в земных делах увязнув,
дорогу не отыщет никогда».
«Не хочет ли убить себя сей равви? –
Ведь Он сказал, что нам дороги нет,
туда, куда Он свой проложит след?
Что ж, мы его задерживать не в праве.
За всё – Его ответ»! 6

Христос продолжил: «Вы отсюда, снизу.
Я свыше. Этот мир
страстями человечества пронизан,
богат безмерно и безмерно сир.
Но не от мира Я сего. Известно,
что вы умрёте во грехах своих
не сможете избавиться от них,
покуда не уверуете честно
в свидетельства Мои,

покуда не поверите душою,
что Сущий – это Я». 7
Тогда они спросили: «Что с Тобою,
скажи нам прямо в чём же суть Твоя»?
«Я То, что вам Я говорил с начала.
О вас Я мог бы многое сказать,
Я мог бы вас судить и порицать,
но истинен Меня пославший. Дал Он,
Мне правды благодать.

Лишь только то, что от Него Я слышал,
Я миру говорю».
А фарисеи ненавистью пышут,
как туча, что ползёт застить зарю.
Они тогда ещё не понимали
что об Отце Он с ними говорил. 8
А Он продолжил: «Час не наступил,
но говорю вам истинно, чтоб знали:
когда набравшись сил,

Вы Сына Человеческого к Богу
в небесные края
пошлёте вам неведомой дорогой,
тогда узнаете, что Сущий – Я!
Я говорю и делаю на свете
всё то, чему научен Я Отцом.
Отец всегда со Мной. И пред концом
смирит Мой дух Он, и с любовью встретит,
и осенит венцом».

И много иудеев той порою
поверило Ему.
И Он сказал им: «Если вы душою
вполне верны ученью Моему,
то вы ученики Мои отныне.
С Моим ученьем истина придёт,
она освобожденье принесёт,
всё старое и ветхое отринув
к свободе поведёт». 9

Слова сии задели иудеев.
Обиделись они:
«Мы не были рабами от рожденья!
По духу не рабы и в наши дни.
Потомки Авраама – мы свободны!
Язычники нас могут полонить,
но духа нашего им не сломить!
Так о какой свободе всенародной
здесь можно говорить»?

Христос ответил: «Нет у вас свободы.
Ведь вы рабы греха.
Любой живущий – люди и народы
лишён свободы духа на века.
И только Сын, Отца творящий волю,
поддержит вас, не даст во тьму сойти,
всегда поможет истину найти,
направит вас с заботой и любовью
по верному пути.

И знаю Я – вы семя Авраама –
потомственная нить.
Но что ж вы так настойчиво и прямо
Меня давно желаете убить?
Не потому ли, что Моё ученье
вам непонятно, чуждо и темно?
Но Мне оно Отцом Моим дано
И знать должны вы точно, без сомненья,
со Мной пришло оно.

Никто не обличит Меня в неправде.
Но если я правдив,
Тогда вы от неверия избавьтесь,
сомнения и страхи удалив.
Вам слову правды не под силу верить:
слова от Бога слушает лишь тот,
кто Богу жизнь и совесть отдаёт,
кто Божьим словом все поступки мерит,
и к Господу идёт.

Вы не от Бога. Моего ученья
сейчас вам не принять.
И дьявол сам наслал на вас сомненья,
не дал вам Сына Божьего признать».
Слова Христа пришедших возмутили:
«Он Самарянин, бесом одержим
унизил нас презрением Своим.
Он зря желает, чтоб Его любили.
Бес властвует над Ним»! 10

Христос ответил: «Я не одержимый
и беса нет во Мне.
Я чту Отца. А вы неукротимо
бесчестите Меня. Сомнений нет,
что славы для Себя Я не желаю.
Но Тот, Кто ищет славу для Меня,
Он судит ночью и при свете дня.
И вот сейчас Я всем вам заявляю,
Свой взор к Нему подняв:

кто следует за Мной, Моим ученьем,
тот будет вечно жить»!
«В нём точно бес, – сказали иудеи,
Да сколько можно Господа гневить?
Был смертен Авраам, ушли пророки,
а Ты о вечной жизни говоришь?
Своим ученьем чудеса творишь?
Сулишь нам то, чего они не могут
Да кем Себя Ты мнишь»? 11

«Когда б Я Сам Себя пред вами славил
тщеславием горя, –
ответил Иисус, – хвалить заставил,
то делал бы дела такие зря.
Ведь Мой Отец всемерно восславляет
Меня в миру, среди людских тревог,
среди мирских исканий и дорог.
Вы говорите – это каждый знает,
что Мой Отец – ваш Бог.

Но вы-то, никогда Его не знали,
а Бога знаю Я.
И, если б это скрыл от вас, едва ли
была бы чистой правдой речь Моя.
Но Бога Я, как Сын любимый знаю
И воля Божья для Меня закон.
И я учу тому, что дал Мне Он.
Я слово Бога чту и соблюдаю,
святыней озарён.

Отец ваш Авраам был рад безмерно
увидеть светлый день,
когда приду Я к вам, на эту землю,
и видел Мой приход в земную тень».
Все изумились: «Видел Авраама!
Тебе же нет пятидесяти лет,
а он давным-давно покинул свет»! 12
Им Иисус тогда ответил прямо.
Был прост Его ответ:

«Я говорю вам истинно, поверьте,
Я раньше был всего,
до жизни Авраама и до смерти.
Я – Сущий от явленья Своего». 13
Такому богохульству возмутились
все иудеи, кто услышать мог,
что Иисус несёт Себя, как Бог.
За камни в гневе все они схватились.
Но тихо за порог

ушел Христос. В густой толпе Он скрылся,
Отцом своим храним.
Он шёл грустя, и Дух Святой носился
над Ним, был в Нём, не разлучался с Ним.
************************************************

Примечания:

1. После того, как народ разошелся по домам (7:53), Христос удалился, по обычаю Своему (ср. Лк 21:37), на гору Елеонскую, в дом кого-либо из друзей Своих, чтобы там переночевать (ср. Мф 21:1). Утром же на другой день Он снова явился во храме и, сидя, учил там народ;
2. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:17);
3. Слово «свет», как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков (Ис 9:1; 49:6; Мал 3:20). Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что Он, в силу Своего теснейшего единения с Отцом, есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте (ср. 1:5). Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним;
4. Если фарисеи не в состоянии признать во Христе Сына Божия, то исключительно потому, что судят по плоти, т. е. по внешнему виду Христа (ср. 7:24). Со внешней же стороны — Христос простой равви;
5. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то, что Он свидетельствует о Мне. (Ин.5:32);
6. Угроза Христа, однако, не произвела никакого впечатления на его слушателей. Только последнее Его слово, что они не могут за ним последовать туда, куда идет Он, занимает на минуту их внимание, и они с злобной насмешкою говорят: «уж не хочет ли Христос покончить с Собою самоубийством?» Самоубийство у иудеев считалось страшным грехом, и с самоубийцею слушатели Христа не желают подвергнуться одной участи;
7. выражение это соответствует еврейскому выражению ani hou во Втор 32:39 и в кн. Исаии Ис 43:10, коим Иегова обозначает Себя, как такого, при Котором не может быть допускаемо существование какого-либо другого Бога. Христос, повторяя о Себе это выражение, хочет сказать этим, что Он один есть жизнь, свет, путь, истина и т. д. В Нем вся сущность новозаветной веры (Мейер);
8. Так как Христос в этот раз называл Бога только «пославшим Его», а не прямо «Отцом», то не удивительно, что фарисеи не хотели понять, что Христос говорил им о Своем Отце — Боге;
9. Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, какое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твердое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещенной Христом истины;
10. Слова Христа, что Его настоящие, предстоящие перед Ним теперь, слушатели — «не от Бога», производят в них взрыв негодования против Христа. Они называют Его самарянином, так как самаряне известны были своею ненавистью к иудеям (ср. Мф 10:5). У Христа — хотят сказать иудеи — чисто самарянская злоба к нам, Его соплеменникам! Чтобы еще больше уязвить Христа, они называют Его бесоодержимым, потому что-де только под влиянием беса можно говорить такие оскорбления против богоизбранного иудейского народа;
11. Христос только что обещал верующим в Него не только свободу, но и бессмертие. Для слушателей Христа такое обещание еще более подкрепляет ту уверенность в ненормальном состоянии Христа, какую они уже высказали. В самом деле, если уже Авраам умер, то как могут не умереть простые люди, хотя и соблюдающие слово Христа? Что же это за сила заключается в слове Христа? Выходит как будто, что Он ставит Себя выше праотца всего иудейского народа — кто же Он? Уж не сам ли Иегова?;
12. Иудеи упорно не хотят понять смысла слов Христа и говорят, что Христос, очевидно, не в Себе: Он вообразил, что беседовал с Авраамом, хотя тот давно уже умер! — Тебе нет еще пятидесяти лет. Внешний вид у Христа, кажется, как можно заключать отсюда, был таков, что Христу давали больше лет, чем Ему было на самом деле. Не пророчествовал ли и пророк Исаия о Христе как о «муже скорбей и изведавшем болезни»? (Ис 53:3);
13. Чтобы внушить иудеям более серьезное отношение к Своим словам, Христос заявляет, что Он существовал еще ранее Авраама. Притом Он говорит о Себе здесь: «есмь», т. е. имею вечное существование, в противоположность сменяющимся человеческим поколениям. Такое выражение, какое в Ветхом Завете употреблял о Себе только Иегова (Исх 3:14), показалось слушателям Христа прямым богохульством, и те люди, которые час назад, казалось, веровали в Христа, теперь берутся за камни, чтобы побить Его ими (ср. 10:31 и сл.).

продолжение следует