Исцеление слепорождённого; Фарисеи спрашивают исцелённого и его родителей; Исцелённый уверовал в Сына Божия; Слепота фарисеев. (Ин. 9).

Слушать аудио: http://micheliov.com/mp3/Evangelie/b-evangelie-19....

Шёл Иисус дорогою из храма.
Его ученики
шли вслед за Ним, своим любимым самым,
не ведая ещё Его тоски.
И у ворот увидели мужчину,
который от рожденья был слепым.
Спросили Иисуса: «Что же с ним?
Родительский ли грех беды причина,
иль грех, свершённый им»? 1

Ответил Иисус: «Нет, он безгрешен,
не сделал ничего,
душою чист, с родителями нежен,
безгрешны и родители его.
Он должен был в пути нам повстречаться.
Его ведь Божья воля привела.
На нём святые Божии дела
Пославшего Меня должны являться,
покуда не пришла

ночь тёмная, во тьме скрывая небо.
Я должен их вершить
при свете дня повсюду, где б Я не был:
их ночью никому не совершить. 2
Доколе в мире Я, то миру свет Я»!
Он плюнул в пыль и в пальцах грязь растёр,
и смазал ей слепого мёртвый взор.
«Спеши туда, – сказал, – где ярок летний
над водами простор,

омой глаза в купальне Силоама 3 –
беда уйдёт, как дым».
Слепой умылся и на месте прямо
прозрел, и возвратился снова к ним.
А после все соседи сомневались,
не верили тому, что это он.
что взор его чудесно возрождён.
Другие ликовали, удивлялись,
и был он окружён

толпой людей. Они его спросили,
как зрение обрёл.
И он ответил: «Из слюны и пыли
тот человек здесь брение развёл
и смазал мне глаза, затем отправил
в купальню Силоам, чтоб их промыл.
Я сделал так, и зренье получил.
Я верю: сам Господь Его направил.
Его благословил».

«А где Тот Человек? – спросили люди.
Но он того не знал.
Пошли с ним в храм. Решили – лучше будет,
чтоб фарисеям правду рассказал.
Он фарисеям повторил неспешно
как был в субботу чудно исцелён,
и как прозрел, и, словно вновь рождён,
увидел мир, простор небес безбрежный
и был им поражён.

Одни из фарисеев заключили,
что не от Бога Тот,
кто не хранит субботы и из пыли
для исцеленья брение 4 берёт.
Другие возражали им степенно:
«Чтоб совершать такие чудеса,
безгрешность и духовная краса
должны явиться миру непременно».
Такие голоса

звучали в храме, в распре фарисейской.
«А что нам скажешь ты, –
прозревшего священник иудейский
спросил, – Какие в Нём черты
увидел ты при этом исцеленье,
что в Нём особого заметить смог»?
И человек ответил: «Он пророк.
Его здесь не случайно появленье.
Его направил Бог».

«Да ты и не был слеп, – ему сказали
священники тогда.
Они его родителей призвали,
спросили был ли сын слепым всегда.
Отец и мать тотчас признали сына
и подтвердили, что рождён слепым.
«Но как прозрел и, что случилось с ним,
и в чём его прозрения причина
мы сами знать хотим.

Спросите у него. Он сам расскажет, –
таким был их совет, –
Пусть на него ответ за слово ляжет –
ему и самому немало лет».
Родители так странно отвечали,
боясь разгневать храмовых старшин.
И думали: «Ответит лучше сын»,
чтоб их из синагоги не изгнали:
«Пусть лучше он один»! 5

А фарисеи снова подступили,
и старший вопрошал:
«Во имя Бога, всё скажи. Не ты ли
был рядом с Ним, когда Он заклинал?
Мы знаем: Человек Тот – грешник страшный»!
Прозревший им смиренно отвечал:
«Грехов Его не знал и не считал,
но был я слеп и жил во тьме ужасной,
теперь же видеть стал»!

«Но что Он делал? – вновь они пристали, –
как зренье возвратил»?
На то прозревший отвечал устало:
«Я всё уже не раз вам говорил,
но вы меня не слушаете сами.
Зачем же вы хотите в третий раз
услышать о делах Его рассказ?
Хотите стать Его учениками»?
«Ты опозорил нас! –

разгневанно вскричали фарисеи, –
Ты ученик Его!
А мы несём ученье Моисея –
закон и правду знаем от него!
Бог Моисею на горах Синая
законы дал и там с ним говорил.
Но кто Тот Человек и как творил,
откуда Он? Никто из нас не знает
каких посланец сил»!

«Как странно, – им на то сказал прозревший, –
Не знаете Его!
А Он – моё несчастье одолевший,
не взял себе за это ничего.
Мы знаем все, что Бог не исполняет
желанья грешников. Но кем Он чтим,
для тех Господь могуществом Своим
исполнить их моленья помогает.
И Бог был с Ним!

Не слыханно нигде, чтоб человеку,
рождённому слепым
дал зрение, к нему пришедший Некто,
простым прикосновением Своим!
Не зря Его я встретил у дороги.
Меня привёл на эту встречу Бог.
Такого сделать никогда б не смог
никто, когда бы не был послан Богом
И Бог Ему помог»!

И фарисеи гневно заявили:
«Ты грешен был всегда,
но учишь нас, войдя во храм из пыли!
Иди и не являйся никогда»!
А Иисус, узнав об этом деле,
прозревшего слепого отыскал
и так ему задумчиво сказал:
«Теперь ты в Сына Божия поверил»?
«О нём я лишь слыхал, –

ответил Иисусу исцелённый, –
я знать хочу Его.
Скажи мне, чтобы правдой окрылённый,
всем сердцем я уверовал в Него»!
Ответил Иисус: «Тебе открылся,
с Ним говоришь, и видишь, как себя».
«О, Господи, я верую в Тебя»! –
воскликнул человек и поклонился,
ликуя и любя.

А Иисус сказал: «Пришёл Я с целью
духовный суд свершить,
чтоб в мире все незрячие прозрели,
а зрячие во тьме остались жить». 6
Слова Его задели фарисеев:
«Уж мы-то не слепые, видит Бог»!
А Он ответил: «Я бы вам помог,
как всем слепым, любя их и жалея,
но вы и на порог

свет истины не пустите великой!
Считаете себя
вы зрячими. Надменны ваши лики.
Живёте вы самих себя любя.
А были б вы действительно слепыми,
то грех тогда бы не коснулся вас.
Но только свой вы мните зрячим глаз,
а все другие – застланными дымом?
И, значит – грех на вас»! 7
***********************************

Примечания:

1. по общеиудейскому воззрению, болезнь должна была иметь своею причиною чью-либо вину: думать так давал повод и Сам Христос (ср. Ин 5:14);
2. «Да, — как бы говорит Христос, — и то действие, которое Я намереваюсь совершить над слепым, есть только одно звено в цепи многих дел Моего призвания. Таких дел Мне нужно совершить много, а времени остается очень мало. Нужно торопиться. Скоро настанет ночь, т. е. у Меня отнимется возможность действовать видимо, открыто для всех;
3. Название источника, куда Христос послал слепца, значит, по толкованию Иоанна, посланный (Силоам — точнее по-еврейски: Силоах). Иоанн, очевидно, усматривает в источнике Силоамском символ посланного Богом для просвещения людей Мессии;
4. брение – грязь, прах (старо слав.);
5. Родители ничего не говорят о Христе как виновнике исцеления их сына, потому что, по замечанию евангелиста, они боялись иудеев, т. е. членов Синедриона (ср. 7:48), которые постановили верующих во Христа отлучать от синагоги или от общества израильского. Отлученный же лишался некоторых важных преимуществ: напр., в его доме нельзя было совершать обрезания, плакать по умершем и, наконец, к нему никто, кроме жены или детей его, не мог приближаться больше, чем на расстояние четырех локтей;
6. Под судом здесь нужно разуметь те последствия, какие будет иметь для людей явление Христа с проповедью Евангелия: одни окажутся способными принять эту проповедь, другие — нет. В этом и скажется различие между людьми, которое дотоле было сокрыто. Можно сказать, что под «судом» здесь разумеется то, что происходит в душе человека (ср. Откр 17:1; Мк 13:40; Рим 3:8);
7. Фарисеи гордятся своим познанием в законе или, как говорит ап. Павел, считают самих себя призванными учить невежд, так как в законе своем они видят непреложный, неизменный образец ведения и истины (Рим 2:20). Таким людям, не чувствующим никакой потребности в духовном исцелении, конечно, помочь нельзя!