Вопрос богатого начальника. (Лк.18:18-30); Исцеление в субботу; Избрание первых мест; Приглашение нищих на пир; Приглашение на большой ужин и отказ званных (Лк.14); Цена следования за Христом ( Мф. 10:37-39); Несение своего креста. (Лк.14).

Слушать аудио: http://micheliov.com/mp3/Evangelie/c-evangelie-21....

Один большой начальник иудейский
вопрос Христу задал:
«Учитель добрый! Мой вопрос житейский:
что делать мне, чтоб счастье я познал –
жизнь вечную чтоб получил в наследство»?
Христос ответил: «Добрый только Бог.
Лишь Он один избавит от тревог.
А к вечной жизни есть простое средство,
возможностей порог.

Я думаю – ты заповеди знаешь

все десять наизусть?
И если ты их верно соблюдаешь,
то твой земной угоден Богу путь».
«Я с юности всё это выполняю, –
начальник Иисусу отвечал.
«Тогда хочу, чтоб истинно ты знал,
что одного тебе лишь не хватает, –
Христос ему сказал, –

получишь ты небесную награду,
когда продашь ты всё
и беднякам раздашь – кому что надо,
имущество огромное своё.
Тогда и приходи, за Мною следуй»!
Начальник загрустил от слов Христа:
такая недоступна высота.
А Иисус сказал, увидев это,
что истина проста:

«Богатому, – сказал Он, – в Царство Божье
войти так нелегко.
Скорее уж верблюд проникнуть сможет
сквозь малое игольное ушко».
И слышавшие это вопросили:
«Тогда скажи, кто может быть спасён»?
И вопрошавшим так ответил Он:
«Всё то, что люди выполнить не в силах,
не ведая препон,

свершает Бог. Всё для Него возможно».
Тут Пётр Ему сказал:
«Идём мы за Тобою непреложно,
оставив дом и близких потеряв».
Ответил Иисус: «Моё вам слово:
На белом свете нету никого,
кто дом оставил и семью его
во имя Царства Божия святого
и жил бы для него,

чтоб он не получил гораздо больше
под солнцем и луной
и после смерти в славном Царстве Божьем,
в век новой жизни – вечной, неземной».
Однажды, Иисус в одну субботу
у фарисея знатного гостил.
И глаз с Него никто там не сводил:
как ест и пьёт. Следили, чтоб работу
какую не свершил.

И там больной водянкой оказался.
Пред Иисусом встал.
А Иисус в болезни разобрался,
законникам простой вопрос задал:
«Законно ли в субботний день леченье»?
Но те молчали. Иисус тогда
коснулся человека. Ни следа
болезни – это чудо исцеленья
дивящее всегда!

В ответ на молчаливые упрёки,
потом Он всем сказал:
«Вот если б сын, равви законов строгих
в субботний день в колодец бы упал,
или туда рабочая скотина
в субботний день случайно попадёт,
неужто их никто и не спасёт,
и для смертей всего одна причина –
субботний день идёт»?!

Никто на то не смог Ему ответить.
И продолжался пир.
А Иисус тогда успел заметить,
что кто б из них к столу не подходил,
всё норовил занять почётней место.
И притчу Иисус им рассказал:
«Когда на свадьбу друг тебя позвал,
не торопись воссесть, туда, где лестно
сидеть, чтоб увидал

тебя в почёте каждый приглашённый.
Но так ведь может быть:
приходит некто более почтенный –
ему попросят место уступить.
И ты с позором на последнем месте.
Но, если ты на свадьбу будешь зван
и на последнем месте сядешь там,
то будешь удостоен большей чести.
Тогда хозяин сам

тебя с почётом пересадит выше
и будешь ты в чести.
И в жизни тот, кто сам себя возвысил
унижен будет на своём пути,
а кто себя перед людьми принизил,
возвышен будет и всегда займёт,
то место, что Господь ему даёт,
которое заслуживает в жизни.
Его то место ждёт».

Потом Он, обратившись к фарисею –
хозяину стола,
сказал ещё: «Ты яства не жалеешь,
за то тебе твоих гостей хвала.
Однако, на обед, иль званный ужин
одних своих друзей не приглашай,
богатых, важных ты не собирай.
Одних лишь тех, кто для чего-то нужен,
к столу не призывай

в надежде, что ответят приглашеньем.
Когда же ты решишь
к себе гостей созвать на угощенье,
ты бедных и увечных попроси,
хромых, слепых зови к себе обедать.
И будешь ты благословен тогда:
убогие не смогут никогда
за всё вознаградить тебя ответно.
На «нет» и нет суда.

Но даст тебе Господь вознагражденье,
когда наступит час
всех праведных на свете воскресенья.
Ведь милость Божья не оставит нас». 1
Услышав это, некто из сидящих
сказал в восторге: «Счастлив будет тот,
кто в Царстве Божьем место обретёт
и вкусит яства в жизни предстоящей
без горя и забот»!

А Иисус сказал ему на это
так, чтоб слыхали все:
«Раз некий человек в разгаре лета
устроил ужин, чтоб во всей красе
представить дом свой для гостей желанных.
Вот всё готово. Он слугу послал,
чтоб приглашённых тот к столу позвал.
чтоб вёл к нему скорее долгожданных –
вечери час настал.

Но, словно сговорившись, извиненья
все шлют ему в ответ.
Один сказал, что должен он решенье
принять немедля: покупать, иль нет
на днях ему предложенную землю.
Другой сказал: «Пять пар волов купил,
но всё сполна пока не заплатил.
Иду смотреть их в деле. Не приемлю
чтоб скот недужим был».

И третий не пришёл, но извинился:
«Я не смогу прийти,
поскольку только, только я женился,
не должен я от дома отойти».
И господин сказал слуге сердито:
«По городу пройди,
и нищих и больных в мой дом открытый
повсюду собери и приведи».

Слуга его не тратил время всуе.
И вот сказал хозяину: «Сейчас
людей немало за столом у нас,
но много места всё ещё пустует
в вечерний этот час».

«Тогда пройди по весям и дорогам.
Найди и убеди, –
велел хозяин, – сирых и убогих
в мой дом на пир немедленно прийти,
чтоб здесь душою отдыхали люди.
И так тебе скажу я: никогда
из приглашённых ранее сюда,
никто здесь на пиру сидеть не будет,
отныне навсегда»! 2

И за Христом шло множество народа.
Он обернулся к ним.
«В Моём пути тревоги и невзгоды, –
сказал он почитателям Своим. –
И, если кто из вас ко Мне приходит,
любя отца и мать, жену детей,
сестёр и братьев и родных людей
сильней Меня, кто жизнь свою находит
ценней пути ко Мне,

Моим учеником он быть не может.
Кто слаб свой крест носить,
но следует за Мною осторожно –
Моим учеником не может быть.
Ведь, если башню кто захочет строить,
то прежде, чем строительство начнёт,
не сядет ли, не выполнит расчёт,
узнавши сколько дело будет стоить
до стройки, наперёд?

Достаточно ль всего для завершенья
строительства того?
Иначе, возводить начнёт строенье,
а средства вдруг иссякнут у него.
И станут все вокруг над ним смеяться,
его позоря, станут говорить:
«он лихо взялся, но не мог свершить.
Ему б за дело лучше и не браться,
так жить – людей смешить»!

И так же каждый, если не покинет
всё, что имеет он:
родных, дела и мысли не отринет,
не может быть Моим учеником! 3
Соль хороша, но если вдруг безвкусной
окажется, природе вопреки,
что толку в ней? – Солить ей не с руки,
лишь выбросить без жалости и грусти,
без горя и тоски». 4
****************************************

Примечания:

1. Христос учил, что будет не одно только воскресение праведных, а воскресение всех — и праведных, и неправедных (ср. Лк 20:35; Ин 5:25). Если здесь Он говорит только о воскресении праведных, то делает это с отношением к фарисеям, которые полагали, что воскресения будут удостоены одни праведники, так что к словам: «в воскресение праведных» Христос мысленно прибавляет: «которое вы только допускаете»;
2. В притче о званных на вечерю Христос показывает, что никто из выдающихся членов теократического иудейского общества, которые считали себя вполне полноправными на участие в Царстве Мессии — здесь ближе всего разумеются фарисеи — не будет принят в это Царство по своей собственной вине. Причины, какие выставлены званными, вовсе не представляются совершенно нелепыми: действительно, могла быть нужда у купившего землю посмотреть, какие работы нужно поскорее делать на ней. Менее основательно извинение купившего волов, но все же и он мог иметь в виду, что, тотчас же испытавши их и найдя негодными для работы, он имел возможность возвратить их скотоводу-хозяину, который гнал гурт волов в другое место и которого уже после нельзя было сыскать. Еще более основательною представляется извинение третьего, потому что и сам закон молодожена освобождал от исполнения общественных обязанностей (Втор 24:5). Но во всяком случае все эти причины с точки зрения Христа оказываются недостаточными: ясно, что Христос под человеком, устроившим пир, разумеет Самого Бога, а для Бога, конечно, человек должен пожертвовать решительно всем в жизни... Ев. Лука затем прибавляет, что были призваны новые гости в два раза (у ев. Матфея один раз): сначала из улиц и переулков собираются нищие, увечные, хромые и слепые, т. е. — по всей вероятности, такова мысль ев. Луки — мытари и грешники, а затем, с дорог — еще более низко стоящие люди, т. е. по мысли ев. Луки, язычники (ср. Рим 2:17 и сл.). Их велено «понуждать» (ἀνάγκασον — неточно в русск. переводе «убеди») войти на пир. Некоторые толкователи в этом выражении думали найти основание для насилия в области свободы совести, а римские инквизиторы на этом тексте утверждали право свое преследовать еретиков. Но здесь, несомненно, речь идет о нравственном понуждении и ни о каком ином. В самом деле, мог ли один раб насильно привести с собою гостей, если бы и захотел так поступить? Нет, понуждение это скорее имело характер усиленного увещания. Ведь призываемые теперь на пир были люди самых низших слоев народа, и они могли стесняться идти на пир к богатому человеку: им нужно было выяснить, что их в самом деле приглашают на пир (Тренч, ст. 308-309);
3. Тут разумеется не только имение, деньги или семейство, но и все излюбленные мысли, взгляды, убеждения (ср. Мф 5:29-30). Сказать о необходимости пожертвовать всем своим личным на дело служения Христу было теперь как нельзя более благовременно, потому что Христос шел в Иерусалим для того, чтобы там принести высшую жертву за все человечество, и ученикам Его нужно было усвоить себе такую же готовность на самопожертвование, какою было проникнуто сердце их Господа и Учителя (12:49-50);
4. Смысл этого приточного изречения такой: как соль нужна только до тех пор, пока она сохраняет свою соленость, так и ученик до тех пор остается учеником Христовым, пока не утратил главного свойства, которое характеризуют ученика Христова — именно способность на самопожертвование. Чем будет возможно возгреть в учениках решимость на самопожертвование, если они утратят ее? Нечем, — подобно тому как нечем вернуть соли ее утраченную соленость. Но если соль — точнее; но если даже и соль (ἐὰν δὲ καὶ τò ἅλας) потеряет силу, а этого — такова мысль приведенного выражения — нельзя ожидать в силу самой ее природы (ср. Мф 5:13 и Мк 9:50).