Притча о неверном управителе. О разводе; Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.16).

Слушать аудио: http://micheliov.com/mp3/Evangelie/c-evangelie-23....

Ещё одну затем поведал притчу
Учитель для своих:
«Полезно, чтобы каждый это слышал, –
сказал Он, глядя ласково на них. –
Один богач своё именье отдал
хозяйственному мужу под надзор.
Но управитель этот – тихий вор,
немало расточил его и продал.
И с некоторых пор


узнал хозяин о его проделках,
потребовал отчёт
о всех больших делах и мелких сделках.
Представить всё велел наперечёт,
сказав при том: «Ты больше не у дела,
дай мне отчёт, и можешь уходить»!
«Но как теперь я дальше буду жить? –
подумал управитель, – что мне делать
как горе утолить?

Пахать и сеять вовсе не умею.
с мотыгой не дружу,
к волам и овцам подойти не смею,
а милостыню клянчить я стыжусь».
И в тот же миг к нему, как озаренье,
пришла идея: «Хватит мне ума,
так сделать, чтоб меня торговцев тьма,
когда покину это управленье,
ввела в свои дома».

Господских должников он призывает
и каждому из них
значительные скидки предлагает:
одним весомей, меньше для других.
Торговец маслом дал ему расписку
на сто мер масла, взяв его в кредит.
На пятьдесят теперь ему велит
писать мошенник новую записку,
приняв достойный вид.

Другого он спросил: «Ты сколько должен»?
«Сто мер пшеницы брал, –
должник ответил. «Что ж, теперь возможно,
чтоб новую расписку написал.
Ты старую расписку забираешь,
а новую на семьдесят пиши.
Тебе помочь хочу я от души.
Дружи со мной – зерна не потеряешь.
Ты только поспеши».

«И говорили знающие люди, –
продолжил Иисус, –
что этот человек надолго будет
желанным гостем у познавших вкус
его деяний хитрых, но несложных.
А всё так ясно: он ведь отдавал
лишь то, что людям раньше приписал
и, что теперь присвоить невозможно.
Хозяин всё узнал

и похвалил мошенника за мудрость,
за хитрость похвалил.
Закончив эту притчу, тем же утром
увидел Иисус, как подходил
к ним мытарей, людей мирских десяток.
И Он заметил: «Многие из них
догадливей учителей своих –
получше знают дел земных порядок,
как рыба в море в них. 1

Я говорю вам: пользуйтесь всемерно
тем, что дарует свет,
чтоб угодить в земном пути безмерно
Тому, Кого могущественней нет.
И в час, когда лишась всего земного,
окажетесь вы в царствии ином,
радушно примет вас Мессии дом –
души обитель, вечности основа
в небесном царстве том.

Кто верен в малом и нелицемерен –
в большом не подведёт.
Бесчестный в малом и в большом неверен –
обманом и коварством обойдёт.
И коль богатства скромные, земные
тебе нельзя спокойно доверять, 2
то истинные как тебе отдать –
сокровища небесные, иные,
всю Божью благодать?

И если здесь тебе нельзя доверить
беречь и сохранять
имущество чужое, можешь верить:
тебе твоё не станут доверять.
И ни один слуга служить не может
двум господам в один и тот же час.
Он одному любовь свою отдаст,
но ненависть к другому сердце гложет.
Обманет и предаст.

Не можете служить одновремённо
и Богу и деньгам.
Кто выбрал для служения мамону,
не может устремляться к небесам. 3
Слова Его слыхали фарисеи,
с презреньем улыбались про себя.
Превыше правды серебро любя,
на людях чли законы Моисея,
корысть свою тая.

Он им сказал: «Вы говорите людям,
что праведны, чисты,
Но знает Бог, что в сердце вашем. Судит
Он обо всём с небесной высоты.
Что ценно для людей, то мерзко Богу.
Он помолчал. Потом стал говорить
о том, что по закону нужно жить.
Идти по жизни верною дорогой
и веру укрепить:

«До Иоанна был закон, пророки.
Но Иоанн открыл
ворота в свет. И с нового порога
приход Мессии миру возвестил.
И многие стремятся в Царство Божье.
Но сам закон незыблем, нерушим.
В нём каждый знак во век незаменим,
его ничто не может уничтожить –
ведь Божья воля с ним.

Скорей земля с лазурным небом сгинут,
чем хоть одна черта
сего закона потеряет силу,
нарушится заветов красота.
Так, всякий разводящийся с женою,
женившись на другой – прелюбодей!
А с разведённой в брак вступать не смей –
прелюбодеянье вершишь иное,
в позорном браке с ней. 4

На свете жил один богач весёлый.
Доволен жизнью был.
Беды не ведал горестных уколов,
одежды дорогие он носил:
в порфиру и виссоны 5 наряжался
и тратил жизнь на женщин и пиры.
Бывало, веселился до зари
и ничего на свете не боялся.
Был счастлив до поры.

К его воротам часто приносили
и клали возле них
бродягу одного. В грязи и пыли
лежал он там в мучениях своих.
То нищий Лазарь, спавший у дороги –
больной, голодный и полуживой,
весь в язвах, но с душою золотой,
здесь ждал еды, и горькой пищи крохи
он получал порой.

Собаки отбирали эту пищу.
Он тихо голодал.
И был он самым нищим среди нищих,
безропотно и грустно умирал.
Когда он умер, Ангелы Господни
забрали душу с матери-земли,
её на крыльях тихо подняли,
и к Аврааму, в горний край свободный
на небо вознесли.

Лазарь и богач

Но вот опять дни траура настали –
богач в могилу лёг.
Из царства мёртвых, где его пытали,
он глянул вверх и там увидеть смог,
как Лазарь шёл, обнятый Авраамом.
«О, Авраам, ты сжалься надо мной,
скажи ему, чтоб Лазарь палец свой
водой смочил и освежил здесь прямо
язык несчастный мой! –

воззвал он к Аврааму из геенны, –
Я мучаюсь в огне»!
«Мой сын, тебя настигли перемены
и не дано менять что-либо мне, –
ответил Авраам, – ты пожил славно,
не зная ни печали, ни забот,
а здесь пришёл для Лазаря черёд
утешится покоем жизни плавным.
Здесь всё наоборот.

Непроходима пропасть между нами
и никому не в мочь
отсюда в ад проникнуть через пламя,
в мучениях твоих тебе помочь. 6
Тогда богач взмолился к Аврааму:
«Наш отче, Авраам, прошу тебя,
в мой отчий дом, сынов своих любя,
пошли ты Лазаря – пусть скажет самым
мне близким от себя,

всё братьям пятерым моим расскажет
о бытии в аду,
предупредит их, путь для них укажет,
чтоб не познали муки и беду».
«У них есть Моисей и есть пророки, –
так богачу ответил Авраам, –
Бог повелел во всём их слушать нам.
В законе их всей мудрости истоки.
Бог судит по делам».

«Нет, отче Авраам! Ведь если мёртвый
с советом к ним придёт,
покаются они, и самый гордый
совет его безропотно возьмёт»!
На это Авраам ему ответил:
«Уж если Моисей им не указ,
пророков не действителен наказ,
то не поверят никому на свете
они и в этот раз». 7
***********************************

Примечания:

1. Иисус как бы говорит: «да, мудрость, благоразумие в искании себе спасения — великое дело, и Я должен теперь признать, что, к удивлению многих, такую мудрость обнаруживают мытари и не проявляют ее те, которые считали всегда себя самыми просвещенными людьми, т. е. фарисеи»;
2. Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: «верный в малом и во многом верен...» Это общая мысль, не требующая по своей общности и особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно — неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т. е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?;
3. От верности в употреблении земного богатства Христос переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением мамоне, что в семитских языках значит «деньги» или «богатство»;
4. Последние две строфы имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготовляли иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению. Ев. Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия. Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает через это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом: первый грешит с точки зрения непреложности закона, а второй — как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни;
5. Порфира — это шерстяная ткань, окрашенная в дорогую пурпурную краску, употреблявшаяся для приготовления верхней одежды (красного цвета). Виссон — тончайшая белая ткань, приготовлявшаяся из хлопка (след,, не льняная) и употреблявшаяся на приготовление нижней одежды;
6. Еврейское слово «шеол», переведенное здесь выражением «ад», обозначает общее местопребывание отшедших душ до воскресения и разделяется на рай для благочестивых и на геенну — для нечестивых. Кроме того, талмуд говорит, что рай и геенна так расположены, что из одного места можно видеть, что делается в другом. Но выводить отсюда и из следующей беседы богача с Авраамом какие-либо догматические мысли о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы в этом отделе притчи имеем пред собою чисто поэтическое изображение известной, развиваемой в притче мысли. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что богач говорит о мучащей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет;
7. Некоторые толкователи, помимо прямого смысла, указанного выше, усматривают в этой притче еще смысл аллегорический и пророческий. Богач, по их разумению, во всем своем поведении и судьбе изображает собою иудейство, жившее беспечно в надежде на свои права на Небесное Царство, и потом, по пришествии Христа, внезапно очутившееся за порогом этого царства, а нищий — язычество, которое было отчуждено от общества израильского и жило в нищете духовной, а потом вдруг было принято в лоно Христовой Церкви.

Продолжение следует